Осетия

  • Сагайтты ахсав (ночь вил)
    Сагайтты ахсав (ночь вил) осетины отмечали в октябре. Закончив осенние работы, люди приводили в порядок и убирали рабочий инвентарь.В Дигоре Сагайтты ахсав называли ещё Ахсырф афтауан (снятие серпа) Серп обвивали последними колосьями и вешали на видном место.
    27 Октября 12:48
    1
  • Хорысары кувд
    Хорысары кувд тоже празднуют в Осетии в октябре.Всю весну, лето и осень трудились люди не покладая рук, чтобы получить хороший урожай. В на­дежде на помощь возносили молитвы Богу, Уастырджм. Уацилла и другим божествам.
    27 Октября 12:26
    0
  • Татартупп
    Осетины отмечают Татартупп в октябре.В прежние времена праздник отме­чался летом» продолжался 2-3 дня, но позже его приурочили к осени, когда все работы окончены, урожай убран. Татартуппу молились так же, как молились Уацилла Это было аграрное божество, приносящее людям счас­тье. Позднее его стали отождествлять с Уастырджи.
    27 Октября 12:13
    0
  • Танец с кинжалами
    Танец с кинжалами бытовал в народе до 80-х годов ХIX столетия. Позднее этот сложный танец, требующий виртуозного искусства фехтования несколькими кинжалами и мастерского исполнения движений на носках, перешел на сцену и сейчас существует только в виде сценического зрелищного искусства.

    16 Января 15:00
    0
  • Зилга кафт (Круговой парный танец)
    «Зилга кафт» — старинный круговой осетинский танец, который до сих пор является одним из наиболее распространенных в народе. Это сложный танец, требующий от исполнителей большого мастерства, ловкости и виртуозной техники. «Зилга кафт» отличается большим количеством неожиданных и резких поворотов, требующих от танцоров большого напряжения.

    16 Января 14:00
    2
  • Хонга кафт (Танец приглашения)
    «Хонга кафт» или танец приглашения – один из самых распространенных танцев Северной Осетии, бытующий в народе сотни лет. Девушки исполняют танец очень мягко и плавно. Чтобы добиться плавности движения, в прежние времена девушки занимались специальными упражнениями. Они туго перевязывали ноги выше колен полотенцем и, приподнявшись на высокие полупальцы, двигались по комнате танцевальным шагом, следя за тем, чтобы верхняя часть корпуса оставалась неподвижной.



    16 Января 13:00
    0
  • Сарматская мифология
    С IV-III вв. до н.э. скифов с востока начинают теснить племена сарматов, родственные, обитавшим в скифское время за Доном, савроматам. По легенде, рассказанной Геродотом, савроматы произошли от союза юношей из племени скифов царских с амазонками. В этом мотиве принято видеть отражение высокого положения женщин в сарматском обществе. К рубежу н.э. сарматы заняли все причерноморские степи.

    16 Января 11:14
    0
  • Соревнование на носках
    Этот танец бытовал с 1900-х годов. Танец начинался с обыкновенного Зилга кафта девицы и парня. Закончив его, девица поднимала слегка платье и начинала танец на носках. Парень выделывал то же, но по-мужски, более энергично. Как девица, так и мужчина проделывали на носках поочередно некоторую фигуру большими и малыми кругами. Маленькие обороты, и в конце общий большой круг. Во время танца все фигуры должны были быть четко выражены, и уходить с круга, нее выполнив всего танца до конца — считалось для танцора и танцорки позором.
    15 Января 14:00
    0
  • Лауpеаты пpемии им. Коста Хетагуpова
    1. Абаев В.И. 1964
    2. Мамсуpов Д.Х. 1964 писатель
    3. Тхапсаев В.В. 1965
    4. Тихонов Н.С. 1965
    5. Маpзоев С.Т. 1965 п.
    14 Января 09:00
    0
  • Мамсуров Таймураз Дзамбекович
    Родился 13 апреля 1954 года в г. Беслан Правобережного района СОАССР. В 1971 году поступил в Северо-Кавказский горно-металлургический институт на факультет промышленного и гражданского строительства. Окончив институт в 1976 году, трудовую деятельность начал мастером участка ПМК-815 треста «Севкавэлеваторстрой». С 1978 года находился на освобожденной комсомольской работе. В 1982 году был переведен в г.Москву, где работал инструктором отдела комсомольских организаций ЦК ВЛКСМ.
    27 Октября 00:00
    0
  • Осетинские пироги с сыром (Уалибахта)
    На 3 пирога: 1 кг пшеничной муки высшего сорта, 1 литр воды или молока, соль, растительное масло или маргарин, 20 г дрожжей. Тесто: В стакане теплой воды или молока развести дрожжи, добавить 50−75 г муки и поставить в теплое место, чтобы дрожжи подошли. Муку просеять через сито, сложить горкой, сделать посередине углубление и влить подсоленную подогретую воду, можно с молоком, разведенные дрожжи и перемешать до получения однородной массы.
    14 Мая 14:30
    0
  • Людвигу Чибирову исполнилось 75
    Людвиг Чибиров 19 ноября отметил свой 75-летний юбилей. Первый президент Южной Осетии или заслуженный ученый-историк? Людвиг Алексеевич у многих жителей Северной и Южной Осетий ассоциируется с политикой. Однако, для большинства людей, он является, в первую очередь, ученым, доктором исторических наук. Его научные труды известны не только в Осетии, но и далеко за ее пределами. Профессор Л.Чибиров является автором более 160 научных трудов, посвященных широкому кругу вопросов этнографии, истории и культуры осетинского народа и других народов Кавказа. Он внес существенный вклад в осетиноведение.
    21 Ноября 00:00
    0
  • Как Сталин чуть не отдал Грузии Северную Осетию
    12 ноября в Южной Осетии состоится референдум по вопросу о независимости этой непризнанной республики, которая добивается объединения с Северной Осетией и вхождения в состав России. Но судьба чуть не распорядилась так, что обе Осетии уже давно были бы единой республикой. В 1925 году Сталин собирался сделать Грузии царский подарок — генсек поддержал предложение объединить два осетинских автономных края и включить их в состав Грузинской ССР. Случись такое — и сегодня режим Саакашвили требовал бы возвращения «законных грузинских земель» вплоть до Беслана. «Известия» постарались выяснить, как возник этот план, кто его продвигал и почему он расстроился.
    10 Ноября 00:00
    0
  • Конфликт между Северной Осетией и Ингушетией
    Основой для вооруженного столкновения между соседними народами и республиками стал территориальный спор за Пригородный район Республики Северная Осетия — Алания и город Владикавказ. Известная напряженность и даже неприязнь в межнациональных отношениях осетин и ингушей спонтанно существовала и раньше, но, тем не менее, более 40 тысяч ингушей жили в селах Пригородного района, 17 тысяч во Владикавказе. До столкновений дело не доходило, и необходимо признать толерантность осетинского народа, как и ингушей.
    6 Июня 04:20
    29
  • Споры об аланском наследии
    Эпоха раннего средневековья на Северном Кавказе, особенно в его центральной части тесно связана с аланами. Аланы в своей основе — это сарматский племенной мир на позднем этапе истории, крупное политическое объединение разных ираноязычных групп сарматского происхождения, покрытых общим именем «аланы». Аланы были распространены на значительной территории Восточной Европы и Средней Азии, отдельные их группы в разное время продвинулись на территорию нынешней Венгрии и в Западную Европу. Это реальные исторические факты.

    4 Мая 19:07
    0
  • Мифы о великих предках
    Одним из типичных создателей исторических мифов о великих предках был кандидат исторических наук и заслуженный деятель науки Кабардино-Балкарской Республики (следовательно, официально признанный ученый) И.М. Мизиев. В 1980-1990-х годах им было издано несколько монографий и немало статей в периодической печати КБР, посвященных далекому прошлому балкарцев и карачаевцев. Идейная основа этих публикаций — ничем не сдерживаемая идеализация ранней истории тюркоязычных народов. И.М. Мизиев пытался обосновать грандиозную по внешним эффектам концепцию о том, что тюркоязычными были уже такие народы IV — III тыс. до н.э., как шумеры и касситы Ближнего Востока, а затем и многие другие известные древние народы, например скифы (ираноязычие коих можно считать установленным наукой).
    2 Мая 11:56
    0
  • "Ювелир осетинского слова". Об Арсене Коцоеве
    Арсе́н Бори́сович Коцо́ев (родился 15 января 1872, с. Гизе́ль, ныне Пригородного района Северной Осетии; умер 4 февраля 1944 в г. Орджоникидзе, ныне Владикавказ) — осетинский советский писатель. Один из зачинателей осетинской художественной прозы. Арсен Коцоев родился в бедной крестьянской семье, в девять лет пошёл в сельскую школу, затем учился в Ардонской семинарии. Учась в семинарии, увлёкся литературой.
    13 Апреля 01:03
    1
  • Нартский эпос
    Нартский эпос. Героический нартский эпос бытует у осетин, адыгов, карачаевцев, балкарцев, вайнахов. Некоторые нартские сюжеты выявлены в Дагестане, в горной Рачс и у сванов, где они представляют заимствование от соседей. Развитый нартский эпос существует у абхазов. Советские ученые выдвинули версию о наличии на Кавказе трех центров формирования нартского эпоса: осетинского, адыгского и абхазского. Последние два, ввиду этнической и культурной близости адыгов и абхазов, возможно, генетически связаны и восходят к древнему ядру эпоса. Осетинский в таком случае самостоятелен, хотя и связан взаимовлияниями с адыгским и абхазским. Известные сейчас материалы свидетельствуют о том, что нартские сказания были наиболее широко распространены у осетин и адыгов.
    9 Апреля 18:50
    0
  • К 60-летию Великой победы. Нелёгкий путь Солтана Хостикоева из Кадгарона в Берлин
    Хостикоев Солтан Знаурович, родился в Северной Осетии в с. Кадгарон Ардонского района в 1917 году. Окончил восьмилетнюю школу. После оканчания школы поехал в Ростов. Там получил средне-техническое образование и работал на заводе Ростсельмаш. Когда время подошло, его призвали в ряды Красной Армии. Служил в Одессе в 197-м Артиллерийском полку.
    30 Марта 16:15
    0
  • Пожалуйста, не дайте умереть языку!
    «Четверть из 6500 языков, на которых в данное время говорят в мире, стоит в следующем десятилетии под угрозой исчезновения. В этом столетии могут «умереть» до 90% языков, котoрые сейчас еще широко используются» — такой прогноз дает Организация по Регистрации Вымирающих Языков, существующая в Кёльне с ноября 1997 года.Цель этой организации состоит в поддержании использования и документирования языков и диалектов, находящихся на грани вымирания.Осетинский язык — один из тех языков, который, как предполагают специалисты данной организации, может исчезнуть в ближайшие 10-20 лет. И именно этот язык уже пару лет как особо привлекает внимание многих ученых как в России, так и за рубежом.
    8 Марта 10:00
    1
  • Энциклопедическая статья об осетинском языке
    Осети́нский язы́к (осет. ирон æвзаг) — язык осетин. Относится к восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков. Распространён в Республике Северная Осетия — Алания и в Южной Осетии. Число говорящих оценивается в 450—500 тыс. человек, из них в Северной Осетии — ок. 300—350 тыс. человек. Современный осетинский язык сложился в результате смешения ираноязычного населения предгорий Северного Кавказа, ушедшего от нашествий татаро-монголов и Тамерлана в горы Центрального Кавказа, с уже проживавшим в этом районе аборигенным населением (говорившим, предположительно, на языке кавказской языковой группы). В результате язык обогатился необычными для индоевропейских языков явлениями в фонологии (смычно-гортанные согласные), в морфологии (развитая агглютинативная падежная система), в лексике (слова с затемнённой этимологией и явно заимствованные из адыгских, нахско-дагестанских и картвельских языков).

    4 Марта 08:06
    0
  • Фамилии-арвадалта Северной и Южной Осетии (М-С)
    Арвадалта — букв. «из одного костра» (осет.) — термин, обозначающий коллектив родственников, являющихся членами различных фамилий, но ведущих свое происхождение от одного общего предка (родственные фамилии). Единство арвадалта основывалось на сознании общего происхождения. По своему содержанию этот термин восходит к так называемой большой семье («стыр мыггаг»), куда входили не только родные, но и двоюродные, троюродные и т.д. братья и сестры. Представители арвадалта считались близкими родственниками и среди них долго господствовало (что прослеживается и в настоящее время) правило экзогамии, то есть запрещались браки не только между членами одного и того же рода, но и между членами всех родов, входящих в одно и то же братство фамилий. Брак между такими родственными фамилиями у осетин допускался не раньше девятого поколения.
    6 Февраля 03:53
    0
  • Аланы в Западной Европе
    Проблема „аланы в Западной Европе“ неоднократно поднималась в отечественной и зарубежной науке. Но, если история алан в Юго-Западной и Центральной Европе рассмотрена довольно детально, то история алан в Британии и алано-скандинавские всязи широкому читателю известны в значительно меньшей степени. Этим двум сюжетам и посвящена данная статья.
    1 Февраля 00:00
    0
  • Эриставы Ксани и Арагви
    Происхождение и история ксанских и арагвских эриставов давно привлекают внимание специалистов. Исследование данной проблемы в дореволюционной историографии долгое время затруднялось скудностью источниковой базы проблемы происхождения и функционирования института эриставов в средневековой Грузии. Например, С. Баратов с сожалением отмечал: «следовало бы… показать происхождение десяти эриставов Вахтанга Горгаслана и генеалогическую последовательность их потомков, но мы не имеем к тому достаточно верных материалов».
    31 Января 08:01
    0
  • Скифские портреты
    К узловым проблемам древнейшей истории юго-восточной Европы и Передней Азии относится круг вопросов, связанных со скифами. Скифские материалы весьма значимы также для индоиранистики в целом, для решения многих узловых вопросов востоковедения. Скифа являлись своего рода «посредниками» между Европой и Азией. Показательно, что одна из монографий о скифах известного ираниста В.И.Абаева имеет подзаголовок «На стыке Востока и Запада».
    29 Января 06:11
    0
  • Фамилии-арвадалта Северной и Южной Осетии (Д-Л)
    Арвадалта — букв. «из одного костра» (осет.) — термин, обозначающий коллектив родственников, являющихся членами различных фамилий, но ведущих свое происхождение от одного общего предка (родственные фамилии). Единство арвадалта основывалось на сознании общего происхождения. По своему содержанию этот термин восходит к так называемой большой семье («стыр мыггаг»), куда входили не только родные, но и двоюродные, троюродные и т.д. братья и сестры. Представители арвадалта считались близкими родственниками и среди них долго господствовало (что прослеживается и в настоящее время) правило экзогамии, то есть запрещались браки не только между членами одного и того же рода, но и между членами всех родов, входящих в одно и то же братство фамилий. Брак между такими родственными фамилиями у осетин допускался не раньше девятого поколения.
    14 Января 00:00
    0
  • Фамилии-арвадалта Северной и Южной Осетии (А-Г)
    Арвадалта — букв. «из одного костра» (осет.) — термин, обозначающий коллектив родственников, являющихся членами различных фамилий, но ведущих свое происхождение от одного общего предка (родственные фамилии). Единство арвадалта основывалось на сознании общего происхождения. По своему содержанию этот термин восходит к так называемой большой семье («стыр мыггаг»), куда входили не только родные, но и двоюродные, троюродные и т.д. братья и сестры. Представители арвадалта считались близкими родственниками и среди них долго господствовало (что прослеживается и в настоящее время) правило экзогамии, то есть запрещались браки не только между членами одного и того же рода, но и между членами всех родов, входящих в одно и то же братство фамилий. Брак между такими родственными фамилиями у осетин допускался не раньше девятого поколения.
    9 Января 13:40
    0
  • Осетинские заимствования в современном русском языке
    Русский язык за последние двести лет оказал значительное влияние на осетинский язык. Это влияние, конечно, прежде всего касается словарного состава, но можно говорить и об изменениях в области фонетики и синтаксиса. Однако никакой долговременный языковый контакт не может быть односторонним. Осетинский язык тоже оказывает влияние на русский язык — конечно, прежде всего на русский язык жителей Осетии. На этой странице перечислены заимствования из осетинского языка, встречающиеся в речи лиц, наверняка не владеющих осетинским.
    6 Января 13:30
    0
  • Указатель дигорских фамилий с русскими формами
    Публикуется по книге Афако Алихановича Гецаева «Происхождение фамилий Дигорского ущелья» (издательство «Алания», Владикавказ, 1999; редакторы: В. Г. Малиев, Э. Б. Скодтаев; рецензенты: М. И. Исаев, Ф. В. Тотоев. Научно-популярное издание). Указатель основан на данных переписи, проведëнной в царской России в 1899 г. (Центральный государственный архив Республики Северная Осетия — Алания). Автор не претендует на исключительность и подчеркивает, что допускаются уточнения и упущения.
    5 Января 00:00
    0
  • По улицам Владикавказа
    Как вместить 220 лет в пространство книги, как рассказать историю города на 200 страницах? Как поведать о тысячах интересных людях населявших когда-то Владикавказ? А сколько гостей его посещали, любовались его красивыми улицами. Такая задача не по силу одному человеку. Не в коей мере не претендуя на полноту охвата темы, автор в данном издании рассказывает лишь об отдельных личностях, описывает лишь некоторые эпизоды из многолетней жизни старого Владикавказа.
    15 Декабря 12:24
    0