Осетия

  • Из статьи П. Ницика «О происхождении осетин»
    В кратком обзоре горских племен на Кавказе, составленном покойным Берже, об осетинском племени мы читаем следующее. Большая часть писателей считают их потомками алан средних веков, о которых Дионисий Харакский упоминает еще в первом веке как о народе сильном и особенно богатом конями. По его словам, они обитали на севере от нынешнего Кинбурна между Доном и Днепром, в соседстве с роксаланами, по сказанию Плиния, их одноплеменниками. Моисей Хоренский полагает алан близ Кавказа. Прокопий включает их в число готских народов. Масуди признает их могущественнейшей из всех наций, обитавших на Северном скате Кавказа.
    6 Декабря 11:35
    0
  • Гаппо Баев
    Баев — деятель влиятельный в свое время в масштабах Северного Кавказа. Человек большой практической сметливости и хватки, он умел подать народу свои заслуги в самом выгодном освещении и быть популярным. Юрист по образованию, чиновник по профессии, он отлично знал бюрократическую структуру государственной, иерархии, чиновничью субординацию и «дипломатию». В пределах официальной законности действовал смело и напористо, сумел отстоять ряд важных в народной жизни практических интересов.
    2 Декабря 00:44
    0
  • Осетинская семья
    В основе осетинской семьи лежит моногамический брак. Однако раньше можно было встретить случаи полигамии. Каждый мог иметь одну законную жену. Но, кроме законной жены, каждый мог иметь и вторую жену, которая уже считается незаконной (номыл-ус — что буквально переводится «имянная жена»). В Осетии возможностью иметь номыл-ус пользовались только в отдельных случаях. Часто вторую жену брали в том случае, когда от законной жены не было детей, так как отсутствие детей, особенно мужского пола, в глазах осетина считается большим недостатком.
    1 Декабря 14:55
    0
  • Гербы Осетии
    Изображение герба Осетии дошло до нас в зарисовке Вахушти Багратиони: на пурпурно-красном полотнище на фоне горного кряжа изображен вепхи (барс). Герб запечатлен на «Карте Иберийского царства или всея Грузии». На этой карте, выполненной в 1735 г., изображены гербы единого Грузинского царства, отдельных грузинских царств и княжеств, а также гербы некоторых соседних стран, в том числе соседа и союзника Грузии — Осетии. Карта хранится в институте рукописей Академии наук Грузии им. К. Кекелидзе.
    29 Ноября 01:00
    0
  • Александровский проспект
    За последние годы Владикавказ существенно увеличился, появились новые улицы, новые скверы и парки, но для большинства горожан любимым местом города по-прежнему является Проспект Мира. Такой знакомый и всеми любимый Проспект сменил не одно имя. Когда-то он был всего лишь Нестеровским бульваром, затем стал Александровским (в честь Императора Александра II Освободителя) Проспектом. Одно время его именовали Пролетарским Проспектом, вслед за этим – Проспектом Сталина.
    28 Ноября 17:03
    0
  • Святой Георгий и три брата (Осетинская легенда)
    Это было очень давно. По народному обычаю того времени, жители селений каждую весну выходили в поле для дележа между собою покосных мест. По окончании дележа каждый домохозяин в конце доставшегося на его долю покосного места устраивал балаган, приносил с собою из дома, смотря по состоянию, пиво, араку, вареное и жареное мясо и приглашал попировать к себе своих родственников и знакомых.
    25 Ноября 16:53
    0
  • Дзасохов Александр Сергеевич
    Дзасохов Александр Сергеевич родился 3 апреля 1934 г. в г. Владикавказе (Орджоникидзе) в семье потомственного железнодорожника.
    После окончания средней школы в г. Алагире в 1952 г. получил высшее образование в Северо-Кавказском
    горно-металлургическом институте, который окончил в 1957 г. В том же году был избран первым секретарем Орджоникидзевского горкома ВЛКСМ.
    24 Ноября 16:45
    0
  • Северная Осетия - Алания
    Республика Северная Осетия-Алания расположена в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа и занимает территорию около 8 тыс. кв. км, 48 процентов которой приходится на долю ее горной части. Приграничные субъекты: на востоке РСО-А граничит с Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой, на западе — с Кабардино-Балкарской Республикой, на севере — со Ставропольским краем, на юге — с Грузией, граница с которой одновременно является государственной границей Российской Федерации.
    23 Ноября 16:40
    0
  • Экономика Республики Северная Осетия-Алания в 2002-2003 гг
    Северная Осетия-Алания — республика с развитой промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством. На территории РСО-Алания сосредоточены крупные предприятия по добыче полиметаллических руд, ремонту железнодорожного подвижного состава, производству свинца, цинка, вольфрама, медного проката, твердых сплавов, строительных материалов и деталей, стекольной продукции, автотракторного электрооборудования, электроламп и электроконтакторов, мебели, гофро-картонной тары, трикотажных изделий, крахмально-паточной продукции.
    21 Ноября 16:30
    0
  • Предание о царевне Сатиник
    Если божества исчезнувших религий не умирают, они превращаются в героев народного творчества, мифы о них — в сказки и иногда — в «историю». Хоть это и прописная истина, она еще не исчерпала себя. Конечно, народные сказки содержат не только остатки мифов и тени богов, но еще и многое другое.
    16 Ноября 16:26
    0
  • Из славного рода Хетагуровых
    О генералах-осетинах, служивших в русской армии, писалось не раз. Пора вспомнить и о других достойнейших офицерах, не дослуживших до генеральского чина. Таким смело можно назвать полковника Василия Дахцикоевича Хетагурова.
    13 Ноября 14:20
    0
  • Нарты
    Еще три четверти века назад весь Северный Кавказ гордился воспоминаниями о Нартах, необычных героях, образцовых представителях той великолепной, давно исчезнувшей породы людей, которая завещала «веку железа» свой жизненный идеал. Осетины, ингуши, черкесы с Терека и Кубани, балкарцы и карачаевцы вплоть до аварцев Дагестана — все эти народы наперебой рассказывали о подвигах Нартов.
    13 Ноября 11:33
    0
  • Симд
    «Симд» в Осетии является одним из излюбленных народных танцев, особенно среди молодежи. Как и в других осетинских народных танцах, юноши темпераментно и легко выполняют технически сложные движения. Они держатся с достоинством, подчеркнуто вежливо их отношение к девушке. Во время танца юноша старается не допустить ошибки, которая может сделать его объектом насмешек, как со стороны молодежи, так и со стороны стариков, внимательно следящих за танцующими.
    10 Ноября 23:19
    0
  • Территория Двалетии
    Говоря о территории Двалетии, прежде всего следует упомянуть о локализации тех племен, о которых сообщают дрение авторы (Плиний Старший, Птоломей), и под которыми можно подразумевать двалов. Но нужно помнить, что античные авторы имели туманное представление о племенах их Северного Причерноморья и Кавказа, что признают такие авторы, как Плиний, Страбон.
    9 Ноября 14:16
    0
  • Браки в Осетии
    Формы заключения брака у осетин сохранили черты архаичности. Заключение брака совершалось на основе родовой экзогамии: вступающие в брак должны принадлежать к разным родам. При этом психологический момент (чувство) обычно не играло никакой роли, так как молодые большей частью даже не знали друг друга: дело совершалось по указаниям и стараниям родных или посторонних лиц, при пассивном участии вступающих в брак.
    7 Ноября 14:34
    0
  • Изобразительное искусство в средневековой Алании
    Художественное ремесло Алании выросло из наследия кобанской и скифской культуры. В VIII-IX вв. особенное распространение получили металлические амулеты — маленькие скульптурки мужчин, всадников, коней, оленей, птиц. Шедевром аланского искусства является конский начельник с фигурой женского божества — он был найден при раскопках могильника у станицы Змейской. Изображения животных и птиц, геометрический и растительный орнамент помещали на золотых и серебряных пластинках, украшавших оружие и конское снаряжение.
    7 Ноября 14:25
    0
  • Открытие государственной осетинской школы
    В 50-60-е гг. XVIII в. в Осетии по-прежнему остро стоял вопрос о государственном образовании, которое бы смогло заменить частное обучение. Попытки решить эту проблему с помощью российского правительства долгое время упирались в нерешенность политических задач, стоявших перед Россией и Осетией. В Петербурге опасались, что открытие государственной школы для осетинских детей вызовет осложнения с Турцией. Выход из ситуации был найден после возведения на русской границе крепости Моздок.
    6 Ноября 06:00
    0
  • Нартовский эпос по Ж. Дюмезилю
    Народный эпос ныне распространился далеко за пределами Осетии в сильно различающихся по букве и по духу вариантах. Однако по множеству недвусмысленных примет можно сделать следующие три предположения.
    3 Ноября 13:55
    0
  • Начало научного изучения Осетии
    Во второй половине XVIII в., Осетия стала привлекать внимание путешественников и ученых. Одним из первых, кто проявил научный интерес к осетинскому народу, был Герард Миллер, действительный член Российской Академии наук, участник экспедиции В.И.Беринга. Он известен своими рукописями, историческими коллекциями («Портфели Миллера»), в которых содержатся ценнейшие сведения о России и ее народах.
    2 Ноября 13:52
    0
  • Просвещение в Осетии с древнейших времен по XIII век
    Учебные заведения у осетин существовали еще в далекой древности. Но с того времени, когда грузинский царь Фарнаваз создал грузинскую азбуку, осетины перешли на эту новую азбуку, тем более, что Фарнаваз женился на осетинской царевне. В IV столетии, в связи с принятием осетинами христианской религии была внесена византийская грамота.
    31 Октября 13:40
    0
  • Осетинская духовная семинария и училища
    Учиться в семинариях осетины начали в 18-м веке. В середине 18-го века в Моздоке жил священник Базаладзе. Он получил образование в Московской Академии, а затем, там же, был посвящен в сан священника. Он был одним из членов «Осетинской комиссии».
    28 Октября 13:37
    0
  • Осетинские села в Грузии. 1801 г
    В 1801 году, когда Грузия заключила союз с Российской империей, в Грузии было множество осетинских поселений.
    28 Октября 13:20
    0
  • Праздники, связанные с рождением мальчика
    Когда ребенку исполняется год, в Осетии эту дату празднуют особо. Посреди комнаты расстилают бурку, на нее кладут всевозможные вещи и игрушки: перочинный нож, карандаш, бумагу, газыри, патроны, пирожок, ножницы, нитки, иголки, всевозможные игрушки. Ребенка сажают посередине. Та вещь, к которой потянется ребенок в первую очередь, считается связанной с его будущим ремеслом…
    27 Октября 13:05
    0
  • Кæхцгæнаен
    Кæхцгæнаен — летний праздник, устраиваемый в Осетии в честь новорожденного сына. За две недели до кæхцгагнæн, для матери новорожденного свекровь готовит араку, пироги и посылает ее вместе с ребенком к ее родителям просить у них «кæхц». Она с ребенком и дарами едет к родителям, которые уже знают заранее, что дочь к ним явится «просить кæхц» для своего сына.
    27 Октября 12:50
    0
  • Рождение ребенка у осетин
    Появление детей в каждой семье — явление вполне нормальное, но рождение мальчика и девочки воспринимается по-разному у осетин.Когда в осетинской семье рождалась дочь, отец считал себя несчастным человеком, семья тоже относилась к появлению девочки с нескрываемой печалью. Молодая невестка появление первого ребенка — дочери — встречала со слезами, считая себя несчастной, так как вместо сына-джигита, родила беспомощную дочь. Раньше сила и мужество нужны были на каждом шагу, а главное, надо было иметь наследника, продолжателя потомства, рода. Родственники и друзья успокаивали их, желали им в будущем сына-богатыря.
    27 Октября 11:00
    0
  • Воззрения осетин на загробную жизнь
    В прежние времена умерших снабжали бутылкой араки и тремя хлебными лепешками в дорогу. При опускании гроба в могилу кто-нибудь из стариков произносил следующие слова: «Эта пища и питье да останутся неистощимыми для тебя до тех пор, пока не достигнешь царства рая — дзаната. Выслушав твою искреннюю исповедь, всеправедный и всемилостивый Барастыр (в своем роде Плутон) да примет тебя в свое лоно, и да вечно будешь ты наслаждаться благами и красотами рая; кушанья и напитки, которые сегодня приготовили для тебя, да будут умножаться день ото дня, возбуждая тем ненависть в тех покойниках, которые не имеют таких наслаждений и удовольствий или по грехам своим, или же по бедности оставшихся в живых родственников, кои, будучи не в силах сделать необходимого числа поминок, заставляют тем своих умерших кормиться подаянием или воровскими крохами».
    26 Октября 14:00
    0
  • Траур
    В прежние времена осетины причиняли себе много вреда по поводу покойника, думая, что их труды, лишения и переживания пойдут на пользу ему на том свете. Они отказывали себе и в возможности жить безбедной жизнью. Они давали себе обет до такого-то времени не пользоваться никакими благами жизни.
    26 Октября 06:10
    0
  • Как справлялась свадьба
    Родные невесты и жениха назначают день свадьбы. Родные невесты к свадьбе готовятся так: сначала готовят все, что полагается (т.е. приданое); после этого замачивают 12—15 пудов солода для пива, гонят араку, готовят быка и баранов; у родственников и соседей собирают кур, чтобы перед каждым гостем положить целую курицу. Приготовив все, что полагается для свадьбы, родные невесты сажают юношу-соседа на коня и посылают его за неделю до свадьбы к родным жениха, чтобы сообщить им, что они в назначенный день готовы выдать свою дочь замуж и ждут гостей, которые приедут за невестой.
    25 Октября 00:09
    0
  • Похоронные обряды
    Получив печальную весть, родственники и другие, знавшие покойника, немедленно собираются в путь, причем мужчины едут главным образом верхами и впереди женщин, а женщины вслед за ними на арбах. Обычай посещения покойника всеми — мужчинами и женщинами — до того строг и общеобязателен, что всякий, узнавший о смерти кого-нибудь, какою бы спешною работою он ни был занят, бросает свое дело и спешит выразить свое сочувствие и соболезнование горю родных почившего, чтобы хоть этим отчасти уменьшить страдание последних.
    24 Октября 23:59
    0
  • Южная Осетия
    Территория, которую занимали в средневековье южные осетины, (самоназвание -"хусайраг") называлась Двалетией. Двалетия охватывала большую часть горной и предгорной зоны нынешней территории Южной Осетии. Свое название она получила по имени племени двалов, имя которых идентично осетинскому племенному названию «туал» или «двал». Туальцами осетины называют тех своих соплеменников, которые живут в высокогорных районах Центральной Осетии: в верховьях реки Ардон, начиная от Касарской теснины в Алагирском ущелье и кончая Главным Кавказским хребтом.
    23 Октября 07:33
    0