Осетия

  • Республика Южная Осетия
    В самом центре Кавказа, на стыке Азии и Европы, расположена Республика Южная Осетия, занимающая южные склоны и отроги Главного Кавказского хребта, а также предгорную часть между 42 град. 03 мин. — 42 град. 36 мин. северной широты и 43 град. 41 мин. — 44 град. 40 мин. восточной долготы. Территория республики — 3,9 тысяч кв. километров, что составляет 6,5 % площади Грузии.
    23 Октября 06:08
    0
  • Государственный гимн РСО-А
    Здесь прошлое с будущим в симде сошлись,
    А нынешний день наш — творец и мечтатель.
    Песня, лети в поднебесную высь!
    О, Уастырджи, дай нам твоей благодати!
    23 Октября 05:50
    0
  • Грузинские фамилии осетинского происхождения
    До революции в силу сложившихся обстоятельств осетинские фамилии в Южной Осетии, за редким исключением, писались с грузинскими окончаниями («-швили», «-дзе», «-ури» (*) и др.), к тому же часто деформировались до неузнаваемости. Это подтверждается многими историческими документами, а также надписями на могильных камнях. Для служащих грузинской епархии подобные искажения осетинских фамилий было в порядке вещей.
    22 Октября 11:00
    0
  • Осетинский ономастикон
    Своеобразие осетинской антропонимии определяется «двуприродностью» языка осетин, особенностями образования осетинской нации. Язык осетин, иранский по своему происхождению, в результате тесных и многовековых территориальных, культурных и экономических контактов претерпел существенные изменения. Значительный кавказский элемент в осетинском дает ученым основание говорить о наличии в нем кавказского субстрата.
    22 Октября 10:11
    0
  • Заселение осетинами верховьев р. Джоджора
    В верховье бассейна р.Джоджора первыми из современных осетин поселились четыре брата Гуларовы: Коой, Теблой, Засе и Хуыга, которые, как рассказывали Теблоев Н.Т. и Наниев А.Т., до этого жили в районе селения Тиб Мамисонского ущелья. Долину они застали безлюдной, так как прежние жители до прихода новых поселенцев покинули ее и перебрались в другие районы Грузии. Гуларовы долину разделили по числу братьев на четыре части, основав в ней поселения.
    22 Октября 09:00
    0
  • Население г. Цхинвал в досоветское время
    Абаевы
    Багаевы
    Бетеевы
    Битиевы
    Валиевы
    21 Октября 11:20
    0
  • Достопримечательности Владикавказа
    Армяно-Григорианская  во имя св. Григория Просветителя цеpковь. Первоначально в 1842 г. было построено деревянное здание церкви. По инициативе Астраханской армяно-григорианской епархиальной консистории в 1864 г. приступили к сооружению нового каменного здания на месте старого. Оно возводилось под руководством архитектора Симсона и при деятельном участии начальника Терской области М.Т. Лорис-Меликова. Интерьер храма был расписан итальянскими художниками. В 1897 г. после частичной реконструкции здания появилось два боковых входа и колокольня и обновлена роспись.
    20 Октября 00:32
    0
  • Памятники Южной Осетии
    Краткие биографические сведения о лицах, в честь которых установлены памятники, открыты музеи на територии Республики Южная Осетия, названы улицы г. Цхинвал, столицы Республики. Айдаров Знаур Заурбекович, 1889-1919 активный участник борьбы за установление Советской власти на Кавказе. Родился в с. Кадгарон Северной Осетии, член партии большевиков (1917 г.). Инструктор военно-революционного штаба кавказских коммунистов. Один из организаторов вооруженного восстания в Южной Осетии в ноябре 1919 г. Меньшевики схватили и расстреляли Знаура Айдарова.
    19 Октября 00:37
    0
  • Коста Хетагуров - основоположник осетинской литературы
    В истории осетинской литературы Коста Хетагуров — художник, общественный деятель, человеческая личность — явление единственное и исключительное. Его творческий подвиг настолько затмил своим величием предшественников и современников, его поэтическое искусство возвышается такой недосягаемой вершиной в цепи осетинского художественного процесса, что еще недавно исследователи убежденно говорили о том, что «перед Коста… было, в сущности, совершенно чистое поле», что «совершенство и зрелость поэзии Коста, при отсутствии до него какой-либо национальной традиции, воспринимается как явление исключительное».
    18 Октября 18:57
    0
  • Фамилии Юго-Осетии и места проживания
    Сба, Дзау, Елтура, Цхинвал. Авлоховы:Ленингори, Сабарклет, Комуна, Дудайтыкау,Велура, Верхний Цхилон Адзиевы:Ереда, Бендер.
    18 Октября 10:00
    0
  • Герои Советского Союза из Осетии
    Плиев Исса Александрович (1903-1979, с. Старый Батакоюрт), 16.04.1944, 8.09.1945. Осетин
    Фесин Иван Иванович (род. 1904, Ростовская область), 1.03.1943, 1.11.1943. Русский
    Абаев Ахсарбек Магометович (р. 1923, с. Дигора), 16.05.1944. Осетин
    Ахсаров Энвер Бимболатович (1915-1943, с. Зилга), 10.01.1944. Осетин

    16 Октября 18:48
    0
  • Памятники природы и достопримечательные места Северной Осетии
    1. Тарское болото c. Тарское.
    2. Болото Чефaзар; окр. с. Кусу, верховья р. Ираф, Дигора.
    3. Ермоловский камень; с. Верхний Ларс.
    4. Кадаргаванский каньон; окрестности. с. Дзивгис, Куртатинское ущелье.
    5. Каньон Ахсинта; с. Дигора, Чортов мост (Ирафский каньон).
    16 Октября 14:38
    0
  • Памятные места Северной Осетии
    Данный справочник знакомит с некоторыми памятными местами Владикавказа. Здесь дается адрес и указывается период времени, в течение которого упомянутое историческое лицо проживало, работало или училось в доме, находящимся по приведенному адресу.

    16 Октября 12:13
    0
  • Последовательность тостов за осетинским столом
    1. К Всевышнему
    Единый Бог вселенной, славный Великий Бог, да будет над нами твоя благодать и твое благословение. Мы — созданный тобой народ, удели же нам от благ твоих, чтоб мы жили в здоровье, любви и покое — дай нам такого счастья!

    15 Октября 23:51
    0
  • Устыты кафт (танец женщин)
    Женщины целого аула нередко собирались в огромную процессию по поводу моления дождя или солнца. Человек двести или триста организованно начинали обходить вокруг села с пением. Во главе процессии шли старухи, за ними женщины средних лет и молодухи. Сделав вокруг села три круга, они начинали обходить отдельные дворы с целью получить на праздник «кто чем мог». На собранные деньги и продукты устраивался под каким-нибудь большим деревом за аулом большой пир, на котором были исключительно одни женщины.
    14 Октября 23:31
    0
  • Чепена
    Наиболее сохранившийся до наших времен из всех видов симдов — это Чепена. В танце участие принимали только мужчины. Руководителем танца являлся один из лучших певцов, отличавшийся остроумием и веселыми шутками. В центре круга становился помощник руководителя с огромной палкой в руке, строго следивший за тем, чтобы никто не смел сменять указанной правой или левой ноги. Танец сопровождался песней «Чепена» которую исполнял запевала (он же руководитель танца), а хор подхватывал припев словами: «Ой, ой, Чепена!» Песня сопровождалась подчас самыми непристойными словами и действиями.
    14 Октября 23:16
    0
  • Цоппай
    Наиболее древним танцев у осетин надо считать танец «Цоппай», получивший еще в XV-м столетии свое описание грузинским географом Вахушти, который именует его танцем в честь «Бога Вачела». Происхождение этого танца связано с теми отдаленными временами народной жизни, когда силы природы, гром и молния, наводили страх на человека, который видел в них проявление силы божества Вачела-громовержца, бросающего на землю свои огненные стрелы. Пораженный божественным огнем человек был, по народному поверию, особо отмеченным среди других.
    14 Октября 21:30
    0
  • Осетинские божества и календарные праздники
    Христианизация предков современных осетин, известных в прошлом под названием алан, началась в V1 в. (по некоторым источникам — в IV в. н.э.) стараниями византийских миссионеров и завершилась в X в. созданием аланской епархии. Переход в новую веру проходил не очень гладко, но так или иначе формально христианство восторжествовало во всей Алании. Старые языческие божества, образы и мифы удержались только в эпосе, в сказаниях о героях Нартах. Нартовский эпос был той последней цитаделью, куда отступило язычество. Нарт Батрадз, согласно сказаниям, воюет с христианским богом и христианскими «святыми» и гибнет в этой борьбе.
    13 Октября 21:15
    0
  • Осетинская мифология
    В формировании Осетинской мифологии участвовали скифо-сармато-аланы и местные племена, создатели кобанской культуры бронзового века Центрального Кавказа. В XIII-XIV вв. на мифологические воззрения осетин значительное влияние оказали татаро-монголы. Источники для изучения Осетинской мифологии крайне скудны, главный из них — нартский эпос, который создавался с VIII-VII вв. до н.э. до XIII-XIV вв. н.э. Некоторые сравнительные данные содержатся в трудах древних античных авторов (Геродот, Аммиан Марцеллин и др.), а также в скифо-сармато-аланских надписях Северного Причерноморья, в исторических хрониках Армении и Грузии.
    13 Октября 10:50
    0
  • Осетинские общества в горах Кавказа (ХV в. - ХIХ в)
    К ХV в. на северных склонах Главного Кавказского хребта, в горных ущельях Центрального Кавказа — Дарьяльском, Куртатинском, Алагирском и Дигорском — образовалось четыре крупных осетинских общества: ТАГАУРСКОЕ, КУРТАТИНСКОЕ, АЛАГИРСКОЕ и ДИГОРСКОЕ.
    12 Октября 15:34
    0
  • Основные языковые семьи на Кавказе
    Кавказский регион является наиболее сложным в СНГ по национальному составу населения. Представляя собой перешеек между Азией и Европой, по которому шли многочисленные переселения народов, Кавказ был местом, где оседали различные группы пришельцев, складывались древнейшие на территории СНГ государства. В настоящее время на Кавказе живет свыше пятидесяти народов и большое число представителей различных национальностей. На сравнительно небольшой территории расположены три бывшие союзные республики (не считая России, территория которой включает северную часть Кавказа) и одиннадцать бывших автономных республик и областей.

    12 Октября 08:20
    0
  • Переселение осетин с гор на равнину
    Переселение осетин на равнину началось вскоре после заложения русским правительством крепостей Моздок (1763 г.) и Владикавказ (1784 г.). Но до начала XIX века это переселение носило эпизодический характер. Массовый переход осетин на плоскость начался только с 1803 г., когда вторично, и на этот раз окончательно, были восстановлены на территории Осетии Владикавказская крепость и военные укрепления: Потемкинское, Григориополисское, Камбилеевское и Елизаветинское. Эти мероприятия царской администрации непосредственно вытекали из условий соглашения, подписанного представителями осетинского народа с царскими властями, а главное — из самой сущности колониальной политики царизма на Кавказе.
    12 Октября 07:40
    0
  • Основание на осетинской равнине казачьих станиц
    Терское казачье войско — часть казачества в дореволюционной России, размещавшаяся в Терской области с центром в г. Владикавказ.
    Отдаленными предками терцев были сторожевые казаки и крестьяне Великого княжества Рязанского, бежавшие в конце XV в. на Кавказ и поселившиеся в верховьях Терека, у гребня Кавказских гор (отсюда их название — гребенские казаки), у впадения р. Аргуни в р. Сунжу. В XVI в. сюда переселились донские казаки с р. Калитвы. Датой образования Терского казачьего войска считается 1577 г., когда гребенские казаки успешно оборонялись от крымских татар в Терском городке, в устье р. Сунжи. В 1582 г. другая партия донцов поселилась на р. Акташе.
    12 Октября 00:00
    0
  • Переселение осетин в Турцию
    В условиях поражения освободительного движения народов Северного Кавказа царская администрация изыскивает новые средства и пути упрочения здесь военно-колониального режима. Одним из таких путей было высвобождение значительных площадей плодородных земель на Кавказе с целью заселения их русскими крестьянами из центральных губерний России, а также казачеством. В выселении же с обжитых мест «неспокойного» горского населения царизму во многом помогла политика турецкого правительства, преследующего свои далеко идущие планы использования горцев против России. Особенно усилилась деятельность турецких агентов на Кавказе в 50-х гг. XIX в.
    12 Октября 00:00
    0
  • Осетинская эмиграция в дальнее зарубежье
    Около тридцати осетинских фамилий зарегистрировано в Сирии, где по данным Азамата Албегати, число осетин насчитывает более тысячи человек (1992 г.). Немногочисленная группа осетин проживает во Франции, в том числе в Париже — около двадцати человек. Председателем Ассоциации осетин во Франции избрана Т.С. Битарова (1992 г.). В Америке первые осетины появились в конце ХIХ в. В основном, это были приезжавшие на заработки. Поток желающих был настолько велик, что во Владикавказе в 1885 г. открылось «Русско-американское торговое пароходное общество», предоставлявшее определенные услуги отъезжающим.
    12 Октября 00:00
    1
  • Ислам и Осетия
    Первые активные мероприятия по распространению мусульманства среди алан, предков осетин, предприняли монголы еще в аланскую эпоху. Об этом свидетельствуют величественный минарет на средневековом Змейском городище и следы других мечетей, построенных золотоордынскими ханами. Однако, по мнению специалистов, монголы, по-видимому, не смогли добиться желаемых результатов. Новая волна проникновения ислама на Северный Кавказ связана с образованием Крымского ханства (ХV в.). Несмотря на то, что турецкие султаны и крымские ханы насаждали ислам огнем и мечом, процесс исламизации северо-кавказских народов затянулся на два столетия.
    11 Октября 21:08
    0
  • Распространение христианства на Северном Кавказе и в Осетии
    В начале I в. от Р. Х. на Кавказе впервые загорелась заря христианства, зажженная пламенной проповедью апостола Андрея Первозванного. Именно тогда он положил первый камень Провославной Церкви Кавказcкой, и с его именем тесно связан древнейший апостольский период распространения учения Христа на Северном Кавказе. Новый период оживления и расцвета учения христианства произошел спустя несколько столетий. Он тесно связан с именем императора Юстиниана Великого (VI в.) и с проникновением на Северный Кавказ высокой византийской культуры. Шедший из Византии мощный поток передовых идей слился с грузинской струей христианства.
    11 Октября 20:59
    0
  • Республика Северная Осетия-Алания
    Республика Северная Осетия-Алания расположена на Северном Кавказе и занимает часть Центрального Предкавказья и Северные склоны Главного Кавказского хребта между 43 град. 50’-42 град. 50’ северной широты и 43 град. 25’-44 град. 57’ восточной долготы. Общая территория — около 7971 кв. км., причем на долю горной полосы приходится 3850 кв. км., то есть 48% всей площади. Наибольшая протяженность республики с севера на юг — 125 км и с запада на восток — 120 км, наиболее узкая ее часть (т.н. «осетинский корридор») — около трех километров.
    11 Октября 20:50
    0
  • Современный Владикавказ
    В настоящее время Владикавказ — промышленный, научный и старейший культурный центр Северо-кавказского региона. Здесь расположено свыше ста промышленных предприятий, многие из которых имеют общероссийское значение. Ведущие отрасли промышленности: электронная (заводы «Янтарь», «Бином», «Кристалл» и др.), электротехническая (завод «Электроконтактор»), машиностроительная. Старейшая отрасль тяжелой промышленности в Осетии — цветная металлургия — представлена заводами «Электроцинк» (производство свинца, меди, кадмия, серной кислоты и др. из концетратов полиметаллических руд) и «Победит» (производство твердых и сверхтвердых сплавов).
    11 Октября 20:33
    0
  • Осетинские художники, скульпторы и архитекторы
    Абаев З.П. — художник-график, народный худодник Осетии
    Адельберг В.И. — искусствовед, член Союза художников России.
    Азикаев А.Р., художник-прикладник, член Союза художников России.
    Алборов И.Б., заслуженный художник ГССР (Южная Осетия)
    Арчегов А.Р., художник-график, засл. худ-к Северной Осетии.
    10 Октября 18:11
    1