Культура

  • Танец с кинжалами
    Танец с кинжалами бытовал в народе до 80-х годов ХIX столетия. Позднее этот сложный танец, требующий виртуозного искусства фехтования несколькими кинжалами и мастерского исполнения движений на носках, перешел на сцену и сейчас существует только в виде сценического зрелищного искусства.

    16.01.2010 15:00:00
    0
  • Зилга кафт (Круговой парный танец)
    «Зилга кафт» — старинный круговой осетинский танец, который до сих пор является одним из наиболее распространенных в народе. Это сложный танец, требующий от исполнителей большого мастерства, ловкости и виртуозной техники. «Зилга кафт» отличается большим количеством неожиданных и резких поворотов, требующих от танцоров большого напряжения.

    16.01.2010 14:00:00
    0
  • Хонга кафт (Танец приглашения)
    «Хонга кафт» или танец приглашения – один из самых распространенных танцев Северной Осетии, бытующий в народе сотни лет. Девушки исполняют танец очень мягко и плавно. Чтобы добиться плавности движения, в прежние времена девушки занимались специальными упражнениями. Они туго перевязывали ноги выше колен полотенцем и, приподнявшись на высокие полупальцы, двигались по комнате танцевальным шагом, следя за тем, чтобы верхняя часть корпуса оставалась неподвижной.



    16.01.2010 13:00:00
    0
  • Сарматская мифология
    С IV-III вв. до н.э. скифов с востока начинают теснить племена сарматов, родственные, обитавшим в скифское время за Доном, савроматам. По легенде, рассказанной Геродотом, савроматы произошли от союза юношей из племени скифов царских с амазонками. В этом мотиве принято видеть отражение высокого положения женщин в сарматском обществе. К рубежу н.э. сарматы заняли все причерноморские степи.

    16.01.2010 11:14:00
    0
  • Соревнование на носках
    Этот танец бытовал с 1900-х годов. Танец начинался с обыкновенного Зилга кафта девицы и парня. Закончив его, девица поднимала слегка платье и начинала танец на носках. Парень выделывал то же, но по-мужски, более энергично. Как девица, так и мужчина проделывали на носках поочередно некоторую фигуру большими и малыми кругами. Маленькие обороты, и в конце общий большой круг. Во время танца все фигуры должны были быть четко выражены, и уходить с круга, нее выполнив всего танца до конца — считалось для танцора и танцорки позором.
    15.01.2010 14:00:00
    0
  • Нартский эпос
    Нартский эпос. Героический нартский эпос бытует у осетин, адыгов, карачаевцев, балкарцев, вайнахов. Некоторые нартские сюжеты выявлены в Дагестане, в горной Рачс и у сванов, где они представляют заимствование от соседей. Развитый нартский эпос существует у абхазов. Советские ученые выдвинули версию о наличии на Кавказе трех центров формирования нартского эпоса: осетинского, адыгского и абхазского. Последние два, ввиду этнической и культурной близости адыгов и абхазов, возможно, генетически связаны и восходят к древнему ядру эпоса. Осетинский в таком случае самостоятелен, хотя и связан взаимовлияниями с адыгским и абхазским. Известные сейчас материалы свидетельствуют о том, что нартские сказания были наиболее широко распространены у осетин и адыгов.
    09.04.2005 18:50:00
    0
  • Пожалуйста, не дайте умереть языку!
    «Четверть из 6500 языков, на которых в данное время говорят в мире, стоит в следующем десятилетии под угрозой исчезновения. В этом столетии могут «умереть» до 90% языков, котoрые сейчас еще широко используются» — такой прогноз дает Организация по Регистрации Вымирающих Языков, существующая в Кёльне с ноября 1997 года.Цель этой организации состоит в поддержании использования и документирования языков и диалектов, находящихся на грани вымирания.Осетинский язык — один из тех языков, который, как предполагают специалисты данной организации, может исчезнуть в ближайшие 10-20 лет. И именно этот язык уже пару лет как особо привлекает внимание многих ученых как в России, так и за рубежом.
    08.03.2005 10:00:00
    0
  • Энциклопедическая статья об осетинском языке
    Осети́нский язы́к (осет. ирон æвзаг) — язык осетин. Относится к восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков. Распространён в Республике Северная Осетия — Алания и в Южной Осетии. Число говорящих оценивается в 450—500 тыс. человек, из них в Северной Осетии — ок. 300—350 тыс. человек. Современный осетинский язык сложился в результате смешения ираноязычного населения предгорий Северного Кавказа, ушедшего от нашествий татаро-монголов и Тамерлана в горы Центрального Кавказа, с уже проживавшим в этом районе аборигенным населением (говорившим, предположительно, на языке кавказской языковой группы). В результате язык обогатился необычными для индоевропейских языков явлениями в фонологии (смычно-гортанные согласные), в морфологии (развитая агглютинативная падежная система), в лексике (слова с затемнённой этимологией и явно заимствованные из адыгских, нахско-дагестанских и картвельских языков).

    04.03.2005 08:06:00
    0
  • Осетинские заимствования в современном русском языке
    Русский язык за последние двести лет оказал значительное влияние на осетинский язык. Это влияние, конечно, прежде всего касается словарного состава, но можно говорить и об изменениях в области фонетики и синтаксиса. Однако никакой долговременный языковый контакт не может быть односторонним. Осетинский язык тоже оказывает влияние на русский язык — конечно, прежде всего на русский язык жителей Осетии. На этой странице перечислены заимствования из осетинского языка, встречающиеся в речи лиц, наверняка не владеющих осетинским.
    06.01.2005 13:30:00
    0
  • Симд
    «Симд» в Осетии является одним из излюбленных народных танцев, особенно среди молодежи. Как и в других осетинских народных танцах, юноши темпераментно и легко выполняют технически сложные движения. Они держатся с достоинством, подчеркнуто вежливо их отношение к девушке. Во время танца юноша старается не допустить ошибки, которая может сделать его объектом насмешек, как со стороны молодежи, так и со стороны стариков, внимательно следящих за танцующими.
    10.11.2004 23:19:00
    0
  • Изобразительное искусство в средневековой Алании
    Художественное ремесло Алании выросло из наследия кобанской и скифской культуры. В VIII-IX вв. особенное распространение получили металлические амулеты — маленькие скульптурки мужчин, всадников, коней, оленей, птиц. Шедевром аланского искусства является конский начельник с фигурой женского божества — он был найден при раскопках могильника у станицы Змейской. Изображения животных и птиц, геометрический и растительный орнамент помещали на золотых и серебряных пластинках, украшавших оружие и конское снаряжение.
    07.11.2004 14:25:00
    0
  • Устыты кафт (танец женщин)
    Женщины целого аула нередко собирались в огромную процессию по поводу моления дождя или солнца. Человек двести или триста организованно начинали обходить вокруг села с пением. Во главе процессии шли старухи, за ними женщины средних лет и молодухи. Сделав вокруг села три круга, они начинали обходить отдельные дворы с целью получить на праздник «кто чем мог». На собранные деньги и продукты устраивался под каким-нибудь большим деревом за аулом большой пир, на котором были исключительно одни женщины.
    14.10.2004 23:31:13
    0
  • Чепена
    Наиболее сохранившийся до наших времен из всех видов симдов — это Чепена. В танце участие принимали только мужчины. Руководителем танца являлся один из лучших певцов, отличавшийся остроумием и веселыми шутками. В центре круга становился помощник руководителя с огромной палкой в руке, строго следивший за тем, чтобы никто не смел сменять указанной правой или левой ноги. Танец сопровождался песней «Чепена» которую исполнял запевала (он же руководитель танца), а хор подхватывал припев словами: «Ой, ой, Чепена!» Песня сопровождалась подчас самыми непристойными словами и действиями.
    14.10.2004 23:16:12
    0
  • Цоппай
    Наиболее древним танцев у осетин надо считать танец «Цоппай», получивший еще в XV-м столетии свое описание грузинским географом Вахушти, который именует его танцем в честь «Бога Вачела». Происхождение этого танца связано с теми отдаленными временами народной жизни, когда силы природы, гром и молния, наводили страх на человека, который видел в них проявление силы божества Вачела-громовержца, бросающего на землю свои огненные стрелы. Пораженный божественным огнем человек был, по народному поверию, особо отмеченным среди других.
    14.10.2004 21:30:11
    0
  • Осетинская мифология
    В формировании Осетинской мифологии участвовали скифо-сармато-аланы и местные племена, создатели кобанской культуры бронзового века Центрального Кавказа. В XIII-XIV вв. на мифологические воззрения осетин значительное влияние оказали татаро-монголы. Источники для изучения Осетинской мифологии крайне скудны, главный из них — нартский эпос, который создавался с VIII-VII вв. до н.э. до XIII-XIV вв. н.э. Некоторые сравнительные данные содержатся в трудах древних античных авторов (Геродот, Аммиан Марцеллин и др.), а также в скифо-сармато-аланских надписях Северного Причерноморья, в исторических хрониках Армении и Грузии.
    13.10.2004 10:50:00
    0
  • Осетинские художники, скульпторы и архитекторы
    Абаев З.П. — художник-график, народный худодник Осетии
    Адельберг В.И. — искусствовед, член Союза художников России.
    Азикаев А.Р., художник-прикладник, член Союза художников России.
    Алборов И.Б., заслуженный художник ГССР (Южная Осетия)
    Арчегов А.Р., художник-график, засл. худ-к Северной Осетии.
    10.10.2004 18:11:04
    0
  • Музыканты и танцоры
    Абаев А.А. — Заслуженный артист СО ССР; музыкант, педагог.
    Абаев Ч.К. — Солист ансамбля «Симд», засл. артист СОССР и ГССР.
    Адырхаева С.Д. - Народная артистка СССР и РФ
    Айвазов В.И. - Заслуженный артист СО ССР; музыкант, педагог.
    Алборов Г.Г. - Солист ансамбля «Симд», засл. артист ГССР.
    10.10.2004 17:53:03
    0
  • Цъатайæ хаст лæппу. Гусалты Барисы радзырд
    …Уый уыди цыппор фæндзæм азы. Беслæны станцæйы поездмæ æнхъæлмæ кастæн. Мæнæй чысыл фалдæр бандоныл иунæгæй бадти бæзæрхыг лæппу. Тынг хæрзарæзт дарæсæй дæр, йæ сæрыл цъæх бухайраг худ. Бар-æнæбары дæр лæджы цæстæнгас йæхимæ здæхта йæ конд, йæ дзæбæх бакастæй — немыцимæ хæст нырма ныр банцад, Японимæ хæст та йæ тæккæ тынджы уыд, æмæ уыцы лæппуйау бæрæгбонфæлыст адæмыл арæх ма сæмбæлдаис!...
    16.03.0205 07:50:00
    0
  • Построй свою башню // Таймураз Мамсуров
    Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже очень недалёк.(Неизвестный жрец, Древний Египет) Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаи не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом.Эта молодёжь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.
    01.06.0200 20:00:00
    0

  • 1