Зилга кафт (Круговой парный танец)

16 Января 2010, 14:00
Зилга кафт (Круговой парный танец)
«Зилга кафт» — старинный круговой осетинский танец, который до сих пор является одним из наиболее распространенных в народе. Это сложный танец, требующий от исполнителей большого мастерства, ловкости и виртуозной техники. «Зилга кафт» отличается большим количеством неожиданных и резких поворотов, требующих от танцоров большого напряжения.

Зилга кафт (парный)

Девица выходит из шеренги девиц вперед, когда выходит парень, он а ведет за собой его по кругу. Идея этого танца заключалась в том, что ястреб ловит голубку. Голубка (девица) ловкими поворотами проскакивает мимо ястреба (парня), который неожиданными, резкими поворотами становится лицом к лицу с девицей, преграждает ей путь к дальнейшему движению, она как бы попадает ему прямо в когти. Неумелой танцорке ничего не остается, как идти назад к шеренге своих подруг. Но ловкая и легкая, как дикая голубка, танцорка предчувствует малейшее движение партнера и в самые опасные минуты проскакивает легко мимо него и доводит его до полного истомления.

Известные танцорки и танцоры строго держались предписанных правил и дорожили своей славой умелых танцоров. Показать плохой танец — значит направить на себя поток насмешек со стороны девиц и парней, который завтра же сочинят на тебя такую язвительную частушку, что хоть из села уходи. Поэтому у осетин вкоренился на танцах старинный обычай. Дежурный по танцам, на должность которого избирался лучший парень, во время танцев употреблял неимоверные усилия, чтобы заставить протанцевать любого молодого человек, хотя надо прямо сказать, что тот или другой просили его дать возможность протанцевать с любимой девушкой. Дежурный даже пускал в ход плетку, если очень долго приходилось просить парня танцевать. Боязнь ошибиться в танце заставляла парня упираться на месте, хвататься за соседних парней (хотя девица его уже давно ждет) и возвращаться с середины круга на место. Его снова хватали и вытаскивали на середину круга. Протанцевав, парень расспрашивал у своих друзей, как он протанцевал, не дал ли маху в чем-либо, не ошибся ли, не спутал ли каких поворотов. Того и гляди осмеют тебя. А правило танца требовало:

1. Не дать девице провести себя на поворотах.
2. Не наступить ей в порыве танца на подол.
3. Не поворачиваться к девице спиной, а держаться на полуобороте.
4. Не упускать из виду ни одного движения партнерши и т.п.

И парню, и девице приходилось на танец смотреть как на какой-то страшный экзамен; серьезное выражение лица, никакой улыбки на лице танцующего в то время юноши-осетина. Зилга кафт получил
свое название от слова «круг», и ясно, что он танцевался иеще по сей день танцуется вкруговую. Танец этот родился в самом народе, хотя некоторые пробовали приписать его другим соседним нациям, называя его «лезгинкой» и проч.

Осетинский Зилга кафт всегда должен был проходить в движениях плавных и сдержанных. Большое искусство ног и рук в сочетании движений требовалось от танцора. Танцоры внимательно изучали танцы лучших исполнителей, стараясь перехватить у них все лучшее. Плыть на носках, не показывая движения колен, считалось для девицы большой задачей, которую она старалась одолеть в совершенстве. Позже в 1905-1910-х гг. стали танцевать в две, три и даже четыре пары. Танец этот нередко встречается и в наше время. Искусство этого танца заключается в том, чтобы не ошибиться во время поворотов и перемены партнеров, что, собственно, дается опытом и частыми упражнениями в танцах.

Зилга кафт с плеткой.

В 1890-1900-х годах в Осетии появился своеобразный танец — «Танец с плеткой». Трудно сказать, чем было вызвано его появление на свет, но описать его следует.

1. Девица и парень делали один круг самого обыкновенного Зилга кафта.
2. Посреди круга ставился стул, на который, опустив голову, садилась девица.
3. Парень, которому давали в руки плеть, танцуя кружился вокруг девицы, нанося ей время от времени легкие (а иногда и звучные) удары плетью то по одному, то по другому плечу. Проделав кругов пять или шесть, мужчина останавливался. Девица вставала со стула и получала в руки плеть.
4. Теперь парень занимал место на стуле, а девица, кружась наносила также удары, отвечая на полученные удары в той же мере.
5. Танцоры чередовались с плетью раза по два и, сделав круг, заканчивали танец.
6. Затем выходила следующая пара и т.д.

Оцените материал:

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Авторизуйтесь пожалуйста, чтобы иметь возможность оставлять комментарии к статьям:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь:
Регистрация
Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:


0  
ra6jac
Хорошая статья
0  
Альберт Габараев
только фотка Симда с Рекома