Ислам и Осетия

11 Октября 2004, 21:08
Ислам и Осетия
Первые активные мероприятия по распространению мусульманства среди алан, предков осетин, предприняли монголы еще в аланскую эпоху. Об этом свидетельствуют величественный минарет на средневековом Змейском городище и следы других мечетей, построенных золотоордынскими ханами. Однако, по мнению специалистов, монголы, по-видимому, не смогли добиться желаемых результатов.

Новая волна проникновения ислама на Северный Кавказ связана с образованием Крымского ханства (ХV в.). Несмотря на то, что турецкие султаны и крымские ханы насаждали ислам огнем и мечом, процесс исламизации северо-кавказских народов затянулся на два столетия. В конце ХV1- нач. ХVЦ вв. ислам из Кабарды проникает в Северную Осетию (Б.А. Калоев, Осетины, М., 1971, стр. 289), причем активными проводниками мусульманства явились дигорские баделята, находившиеся в вассальной зависимости от кабардинских князей. Пропаганда ислама усилилась в период Кавказской войны. Теперь она велась со стороны Чечни, находившейся под властью Шамиля.

В первой половине Х1Х в. ислам стал распространяться по всем обществам Северной Осетии. Но все же основная масса осетин не приняла исламскую религию. Определенную роль тут сыграло то обстоятельство, что распространение ислама сопровождалось усилением социального и национального гнета. Однако в результате многолетних принудительных мер мусульманскому духовенству и феодальной верхушке удалось хотя бы внешне подчинить догмам ислама незначительную часть осетинских аулов. Но только в ауле Донифарс, расположенным близко к Кабарде, все население считалось мусульманским. В других же аулах горной Дигории население было смешанным — христианско-мусульманским. Из всех осетинских обществ меньше всего ислам затронул Алагирское.

Следует отметить, что во всех случаях прежние языческие верования переплелись с мусульманством, создав своеобразный мусульманско-языческий «религиозный гибрид». В отдельных аулах две основные религии — христианство и ислам — сменяли друг друга. В то же время их сторонники вели непримиримую борьбу за «чистоту» своей веры. Но, если христианство объективно способствовало развитию грамотности и просвещения, то мусульманство сыграло отрицательную роль в этой области (З.Г. Исаева). Разрешив переселение осетин на равнину, русская администрация решила отделить христиан от мусульман, чтобы предотвратить дальнейшее распространение ислама. В результате на равнине возникли мусульманские селения: Магометанское (Чикола), Хазнидон, Карца, Тулатово (Беслан), Зилга, Брут, Заманкул, Карджин, Эльхотово и др.

Появление мусульманства в Осетии сопровождалось усилением антирусской пропаганды, что способствовало переселению части осетин в Турцию. Архимандрит Иосиф Чепиговский в 1859 г. отмечал, что дигорские алдары приглашали мулл, проповедников Корана, из Дагестана, Татарии, Кабарды, которые увлекали легковерных. Коста Хетагуров писал об этих проповедниках: «Не умея говорить по-осетински, мулла-кумык или татарин объясняется с народом с помощью переводчика. Извращенные понятия, какие проповедуют эти безграмотные агенты исламизма, являются главной причиной вражды между магометанским и христианским населением Кавказа». К началу ХХ в. наблюдается некоторая территориальная стабилизация обеих религий, приведшая к размежеванию Осетию на две зоны — христианскую (большую) и мусульманскую (меньшую, только в Северной Осетии).

Оцените материал:

(Нет голосов)

Авторизуйтесь пожалуйста, чтобы иметь возможность оставлять комментарии к статьям:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь:
Регистрация
Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: