Конфликт между Северной Осетией и Ингушетией

6 Июня 2005, 04:20
Основой для вооруженного столкновения между соседними народами и республиками стал территориальный спор за Пригородный район Республики Северная Осетия — Алания и город Владикавказ. Известная напряженность и даже неприязнь в межнациональных отношениях осетин и ингушей спонтанно существовала и раньше, но, тем не менее, более 40 тысяч ингушей жили в селах Пригородного района, 17 тысяч во Владикавказе. До столкновений дело не доходило, и необходимо признать толерантность осетинского народа, как и ингушей.

Исторически ингуши на предгорной равнине в районе Владикавказа фиксируются по крайней мерс с XVIII в. (аул Ангушт в Тарской долине, откуда русское название народа). В целом же, согласно русским документам ингуши получили разрешение русского правительства на расселение в предгорной равнине, ранее кабардинской, в конце XVIII — начале XIX вв. Заселение района Назрани ингушами относится к 1810 — 1811 гг. После Октябрьской революции 1917 г. большая часть правобережья Терека при его выходе из ущелья на равнину была заселена ингушами, а Советская власть в 20-е годы временно определила Владикавказ столицей и Северной Осетии, и Ингушетии. Через некоторое время центр Ингушетии был переведен в Назрань. Но ингушское население в Северной Осетии осталось.

После депортации ингушей в 1944 г. территория Пригородного района была передана Северной Осетии и заселена осетинами. Реабилитация и возвращение ингушского народа из ссылки в 1957 г. не привели к возвращению Пригородного района, но в виде компенсации за него восстановленная Чечено-Ингушская АССР получила три района Ставропольского края с русским (казачьим) населением. Эти районы на левобережье Терека, лежащие в отдалении от Ингушетии и рядом с Чечней, стали осваиваться чеченцами. Ингуши данную территориальную компенсацию за счет русских земель не приняли и желали возвращения в Пригородный район Ингушетии, а не Осетии. Это создало острую проблему в отношениях двух народов, до поры не актуализированную.

С наступлением «перестройки» и гласности, глубокого системного кризиса СССР, ранее дремавшие в глубине проблемы стали выходить на поверхность политической жизни. В Ингушетии возникло и стало популярно движение за возвращение Пригородного района в состав Республики Ингушетия (причем этот район пропагандистами реванша считался исторической «родиной» ингушского народа, что неверно). Одновременно ставился вопрос о том, что столицей Ингушетии должен быть г. Владикавказ. Все это обострило межнациональные отношения с осетинами. Особой остроты противостояние достигло в мае 1990 г., когда на I съезде народных депутатов РСФСР один из лидеров ингушских радикалов Б. Богатырев выступил с агрессивной речью и заявил, что ингуши «построили Владикавказ три тысячи лет тому назад» — следовательно, это ингушский город. В Назрани и Владикавказе состоялись массовые митинги. Началось приобретение оружия и формирование военизированных подразделений с обеих сторон.

Вооруженное столкновение состоялось 31 октября 1992 г., когда отряды ингушских боевиков вторглись в Пригородный район и двинулись к Владикавказу. В течение пяти дней шли бои. В результате ингушские отряды недалеко от Владикавказа были остановлены, а затем отброшены на исходную территорию. Очередной «блицкриг» в очередной раз провалился, дав с обеих сторон сотни убитых и раненых, а ингушское население Северной Осетии се покинуло и, потеряв свое имущество, разделило горькую участь беженцев. События октября ~ ноября 1992 г. были преступлением, как против осетинского, так и против ингушского народа. Преступлением, оставшимся безнаказанным.

В настоящее время осетино-ингушское противостояние преодолевается, по словам президента Северной Осетии А.С. Дзасохова, проблема ингушских беженцев исчерпана, поскольку их основная часть вернулась в Осетию. Эти факты могут стать примерами государственной и человеческой мудрости со стороны осетинского руководства и населения. Однако процесс примирения был сложен, особенно до прихода к власти А.С. Дзасохова.

Новое обострение ситуации произошло в июле 1997 г., когда президент Республики Ингушетия Р.Аушев выступил с обращением к руководству РФ и всем международным организациям с требованием введения на территории Пригородного района федеральной формы правления. «Ингушский народ никогда не смирится с фактами отторжения у него Родины», — говорится в обращении. В ответ на это президент Северной Осетии А.Х Галазов выступил с угрозой выхода республики из Российской Федерации в случае введения в Пригородном районе федерального правления. Федеральное правление в Республике Северная Осетия — Алания не было введено, но конца противостоянию двух соседних республик и народов не было видно, ибо Северная Осетия принципиально требовала сохранения территориальной целостности республики, а Ингушетия не менее принципиально требовала восстановить территориальную целостность республики. Камень преткновения — Пригородный район, который в ингушских документах именуется «исторической Родиной». В этих формулировках нетрудно видеть новые попытки использовать историю в политических целях.

Острый конфликт между Северной Осетией и Ингушетией стал ударом по государственному строю РФ и поставил ее перед угрозой развала: в вооруженную борьбу вступили два субъекта федерации. В условиях этого чрезвычайного положения федеральные власти России оказались не на высоте положения и не заняли изначально беспристрастную и жесткую позицию. Федеральный центр не дал принципиальной политической и правовой оценки событиям и не назвал виновников пятидневной войны, не говоря уж об их привлечении к уголовной ответственности, и тем самым продемонстрировал свою слабость и склонность к лавированию. Вновь приходится говорить о незнании и непонимании руководством РФ народов Северного Кавказа, их истории, традиций, менталитета, этнопсихологии, и это нередко приводит к тяжелым ошибкам и последствиям.

В.А. Кузнецов «Введение в кавказоведение», Владикавказ 2004

Оцените материал:

(Голосов: 13, Рейтинг: 3.46)

Авторизуйтесь пожалуйста, чтобы иметь возможность оставлять комментарии к статьям:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь:
Регистрация
Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:


Страницы: 1 2 3 След.
0  
Хазби Калоев
Фамилия автора громкая ,но статья для дилетанта и не раскрывает суть конфликта. Владикавказ никогда не был ингушским поселением ни сто - ни три тысячи лет назад! До основания крепости Владикавказ ,чуть выше по течению р.Терек было село Дзауга . Сама крепость это территория нынешнего  военного  госпиталя. к 1917 году собственно ингушей  проживало  2(две)семьи . Все ингушские села  вокруг города это результат самозахвата  земель ,т.к. ниже Сунженского хребта им(ингушам) не разрешали селиться . Те села на которые они претендуют это казачье станицы ,с которых они(казаки) были согнаны ингушами с благословления С. Орджоникидзе!
0  
Тура Майра Дзарахов
Владикавказ основан на месте ингушских поселений и тому много доказательств.
0  
FB_986928131403100
Дзауг Бугулов: народный осетинский "герой", надуманный персонаж или обычный раб, бежавший от своего господина к ингушам?

В 2007 году во Владикавказе на площади Штыба был открыт памятник этому самому Дзаугу Бугулову, якобы, основателю селения Дзауджикау, которое опять же, якобы, находилось на месте нынешнего Владикавказа. Владикавказ основан в 1784 году, а про основателя вспомнили через более чем 200 лет.

А что говорят о Дзауге Бугулове историки и исследователи?

В книге известного осетинского историка, ныне покойного профессора Берозова Батраза Павловича "Переселение осетин с гор на плоскость"[1]написано следующее: "... житель Куртатинского ущелья Дзауаг Бугулов в середине XVIII века, бежавший с родины по причине кровной мести. Дзауаг Бугулов, гласит предание, не выдержав многочисленных обид и насилия феодала, убил его и после долгих скитаний нашел убежище и надежную защиту у своих соседей - ингушей"(стр. 42).

Как видим, обыкновенный холоп убежал от своих хозяев к ингушам.

В материалах нескольких осетинских сайтов указывается, что Дзауг Бугулов из горного селения Тменикау Геналдонского ущелья. На других осетинских сайтах пишут, что он из Куртатинского ущелья.

В книге известного осетинского исследователя Генри Кусова "Владикавказ знакомый и неизвестный"[2] на странице 47 написано, что летом 1950 года двое молодых преподавателей Северо - Осетинского пединститута зоолог Виссарион Ильич Наниев и географ Владимир Александрович Мякинин гуляя по окрестностям горного селения Кани встретили местного жителя Цирихова, который рассказал о Дзауге Бугулове, который якобы основал Дзауджикау и был выходцем из селения Тменикау. Далее осетинский исследователь пишет: "В историческом предании, записанным Наниевым и Мякининым, называлось даже место во Владикавказе, где находилась первоначально хижина Дзауга"(!!!).

То есть, живущий в горах старик - осетин в 1950 году сообщил о том, где стояла на равнине хижина, построенная этим Бугуловым 150 лет назад. Удивительно другое: как холоп смог основать поселение на равнине, в то время, как сильные и известные осетинские фамилии боялись селиться на этой же равнине. А может и не было вовсе никакого Дзауга Бугулова!? Нужно отметить, что 1950 год это время вседозволенности для осетин и полного покровительства со стороны Сталина. И рядом не было ингушских историков, которые бы поставили на место зарвавшихся лжецов из числа осетин.

Далее на странице 50 Кусов пишет:

"Но давайте порассуждаем логично, сопоставим неясности и нестыковки.

1. Почему ни один из путешественников и ученых не оставил упоминаний о Дзауге?

2. Это мог сделать, академик Г.-Ю. Клапрот, так как в Моздоке в 1807 году беседовал с Алексеем (Мисостом) Бугуловым, «из селения, - как он писал, - Хиллаг Бугульте, расположенного на реке Фиаг или Пог». Алексей Бугулов, по уверению Клапрота, часто путешествовал по всей Осетии и знал почти все фамилии своих соотечественников. А если Бугулов знал многих своих земляков, то, прежде всего, должен был рассказать академику о знаменитом Дзауге из своей же фамилии, а Клапрот обязательно зафиксировать этот интересный факт, потому что проверял по просьбе графа Яна Потоцкого гипотезу академика И. А. Гюльденштедта, утверждавшего, что осетины имеют половецкие имена.

3. Как понять тот факт, что о Дзауге нет ни одной строчки у Коста Хетагурова, трепетно и уважительно относившегося к историческим сведениям о Владикавказе и владикавказским осетинам?"(стр. 50).

Вот и нам интересно, из какого мешочка достали этого Дзауга Бугулова.

Далее Кусов пишет:

"Но, оказывается, предание о Дзауге существовало и в среде потомков знатных осетинских фамилий, тагаурских алдар. В книге «Я хочу Вам доверить тайну» я уже писал, как познакомился в начале 70-х годов с пожилой интеллигентной женщиной Аминат Касбулатовной Есиевой-Дадиани. Видно было, что Аминат Касбулатовна заполняла тетрадки очень давно, когда веселой и беззаботной молоденькой гимназисткой приезжала в селение Балта в дом к своему дедушке Бимбулату Тулатову.  Бимбулат часто рассказывал и о человеке, имя которого связывали с основанием поселения Дзауджикау. «На том месте, - утверждал Бимбулат, - где находились храм Апшеронского и Тенгинского полков и казармы, в начале XIX века(то есть в 1800-е годы) построил дом тагаурский феодал Знаур, сын Бестола Тулатова. Женат он был на дочери известного в истории Осетии Беслана Шанаева(стр. 52)
"Так вот, утверждал Бимбулат, в 20-х годах XIX века по всей Осетии прославился старший незаконнорожденный сын Знаура от наложницы из фамилии Бугуловых по имени Дзауг. За участие в Тагаурском движении всех сыновей и внуков Знаура Тулатова в качестве аманатов отправили в Петербург в военные учебные заведения, а кавдасарда - незаконнорожденного сына - не тронули.
Поэтому отец, сделавший Дзауга хозяином всех своих земель и имущества, просил не забывать уехавших в Россию его братьев и племянников.
Бимбулат Тулатов признался, что высокородная фамилия Тулатовых относилась к Дзаугу недружелюбно. Законным наследникам было обидно, что Знаур поручил свои владения и имущество незаконнорожденному кавдасарду.
Сведения Бимбулата Тулатова подтверждают и документы о переселенцах из Нижнего Кобана Знауре и Беслане Тулатовых, образовавших с разрешения коменданта крепости генерала Скворцова со своими подвластными новый аул. И в дополнение еще один документ: «Беслан Тулатов в 1825 году вместе с братьями основал селение, расположенное в черте нынешнего Владикавказа, на месте осетинского театра. В 1847 году это селение перенесли на 17 верст ниже по Тереку"(стр. 53).

Как видно из книги Кусова, Дзауг Бугулов был незаконнорожденным кавдасардом, сыном наложницы. А кавдасарды принадлежали своему хозяину и как известно передавались, как имущество по наследству.

О Дзауге написано также и в книге осетинского профессора Руслана Бзарова "История в осетинском предании"[3]:

"Первая история начинается с уаздана Ахпола Тулатова, который взял номылус Тотрзан Кетоеву и имел от нее сына — кавдасарда Дзауга. Через несколько лет — дело происходило в начале XIX в.— Ахпол женился на Гого Есеновой, девушке из знатной семьи. В этом браке родился сын Пшемахо, наследовавший сословный статус и имение отца. Со сводным братом Дзаугом, старшим по возрасту и младшим по положению в семье, у Пшемахо были прекрасные отношения. Братья жили дружно и Дзауг после смерти отца не спешил с разделом.
Пшемахо женился на Госакиз Дударовой, принадлежавшей к богатой и влиятельной семье тагаурских уазданов, и имел четверых сыновей. Дзауг был женат на простой женщине и имел единственную дочь. Пшемахо рано умер и перед смертью просил брата не оставлять его малолетних детей. Дзауг воспитал сыновей Пшемахо, женил их и, выполнив долг перед памятью брата, решил на старости лет отделиться и жить своим домом. Шли уже 60-е гг. XIX в. Желание старика не встретило понимания. Выросшие на руках Дзауга племянники заявили, что он их крестьянин и не имеет никакой части в их имуществе. Более того, они запретили его дочери выходить замуж, намереваясь выдать ее сами и получить калым. Дело дошло до рукопашных столкновений. И лишь вмешательство администрации помогло Дзаугу отстоять свои права"(стр. 37-38)

Как видим Дзауг и у профессора Бзарова также является холопом без прав, рожденный от незаконного брака.
Кстати, для незнающих объясню, что значит "вмешательство администрации помогло Дзаугу отстоять свои права". Как было сказано выше, шли 60 - е годы. Дзауг был крепостным крестьянином, кавдасардом,  который принадлежал своему господину. А в 1861 году как раз отменили крепостное право и некоторые холопы, наподобие Дзауга Бугулова, смогли получить свободу.

ВЫВОДЫ НАПРАШИВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ:

1. Все осетинские историки и материалы сходятся в одном: Дзауг Бугулов был рабом, кавдасардом, незаконно рожденным от наложницы;

2. Нет единого мнения, из какого горного осетинского селения этот Дзауг Бугулов, кто и откуда его родители;

3. Все осетинские версии преданий и другие документы говорят, что первое осетинское поселение в районе будущего Владикавказа возникло в начале 1800-х годов, в документах связанных с кавдасардом Дзаугом называется более точная дата: 1820-е годы. То есть первое осетинское поселение здесь появилось уже после основания крепости Владикавказ. Получается никакого Дзауджикау и ничего осетинского до 1800-х годов здесь не было;

4. Памятник не имеет никакого отношения к основанию Владикавказа и ничего общего с реальностью не имеет.

5. На месте нынешнего Владикавказа изначально находилось ингушское селение, здесь на расстояние десятков километров жило только ингушское население, что подтверждается архивными картами[4], материалами различных исследователей и историков, в том числе и осетинскими.

Источники:

[1]. "Переселение осетин с гор на плоскость" - Берозов Б. П., Орджоникидзе (Владикавказ), 1980 год.

[2]. "Владикавказ известный и незнакомый" - Кусов Г. И., Владикавказ, 2009 год.

[3]. "История в осетинском предании" - Бзаров Р. С., Владикавказ, 1993 год.

[4]. https://yadi.sk/i/D8wcBr3qiEvmU

     https://yadi.sk/i/ImN6CVKsiNoHe

     https://yadi.sk/i/950NzKV5iQEmY

     https://yadi.sk/i/d0-__EJliTVD2

     https://yadi.sk/i/4il0MuzViQWor

ССЫЛКА НА ГРУППУ В ФЕЙСБУКЕ "ВЛАДИКАВКАЗ -НАШ АШ ГОРОД":

https://www.facebook.com/groups/vladikavkaz.group.number.one.2015/

ССЫЛКА НА ГРУППУ В ОДНОКЛАССНИКАХ "ВЛАДИКАВКАЗ- НАШ ГОРОД. БУРО. ОРДЖОНИКИДЗЕ":

http://www.ok.ru/group/53504061276410

ССЫЛКА НА ГРУППУ НА САЙТЕ ВКОНТАКТЕ "ВЛАДИКАВКАЗ - НАШ ГОРОД":

http://m.vk.com/vladikavkaz_ing_group

ССЫЛКА НА ГРУППУ "ВЛАДИКАВКАЗ - НАШ ГОРОД" НА САЙТЕ www.spaces.ru:

spaces.ru/soo/vladikavkaz_ing
0  
FB_986928131403100
Христианович В. П, Горная Ингушия. Ростов-на-Дону, 1928, страница 65:

«После присоединения Грузии, для охраны движения по Дарьяльскому ущелью русский командующий войсками Дельпоцо заключил в 1810 г. с ингушами договор, по которому они за определенное вознаграждение должны были выставлять охрану в 1000 воинов. Подобный же договор был заключен с ингушами при основании в 1784 году при ингушском урочище Заур укрепления Владикавказ. В это время ингуши пользовались репутацией вполне лояльного, мирного, но отважного народа».

№36. Труды Северо - Кавказской ассоциации научно - исследовательских институтов. Институт местной экономики и культуры при Северо - Кавказском государственном университете. Выпуск 2.
Христианович В. П. Горная Ингушия. К материалам по экономике альпийского ландшафта. Ростов-на-Дону, 1928.

https://yadi.sk/i/9AxM8qd7oJiFG
0  
FB_986928131403100
КАРТЫ ВЛАДИКАВКАЗА И КАВКАЗА, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ИНГУШАМ ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИКАВКАЗА И ВСЕГО ПРИГОРОДА

1. Кахетия и Имеретия с прилегающими княжествами. Владикавказ - Заур - Ингуши. Карта составлена в 1784 году полковником Бурнашевым С. Д. На карте место, где расположена Владикавказская крепость подписана, как "Владикавказ - Заур - Ингуши", а Осетия находится далеко в горах.

https://yadi.sk/i/D8wcBr3qiEvmU

2. Карта представляющая Кубань, 1783 год, автор И.Трескот. Данная карта 1783 года показывает, что ВСЯ ТЕРРИТОРИЯ ОТ РЕКИ ТЕРЕКА И ДО РЕКИ КАМБИЛЕЕВКИ(ГАЛМИ) ЗАНЯТА ТОЛЬКО ИНГУШСКИМИ СЕЛЕНИЯМИ, ОСЕТИНСКИХ СЕЛЕНИЙ НА ДАННОЙ ТЕРРИТОРИИ НЕ БЫЛО:

https://yadi.sk/i/ImN6CVKsiNoHe

3. План крепости Владикавказ с цитаделью 1784 год. Автор оберквартирмейстер подполковник Иоганн Фохт. На карте показана Владикавказская крепость, рядом расположено ингушское селение Заурово и показана дорога в Малые Ингуши(часть нынешнего Пригородного района Северной Осетии, принадлежавшая Ингушетии):

https://yadi.sk/i/qafiBr04iPuyW

4. Карта Кавказских земель, изданная Семеном Броневским, к описанию Кавказа. Составлена А. Максимовичем в 1823 г. Карта отчетливо показывает Владикавказскую крепость на правом берегу Терека, а также ингушские общества Кистов,  Ингушей и ингушское селение Заурово, которые заняли весь правый берег Терека. Там же обозначены ингушские селения Ангушт(ныне с. Тарское) и Шолхи(ныне с. Октябрьское), ныне незаконно находящиеся в составе Северной Осетии. Осетинских селений или осетинского населения рядом с Владикавказской крепостью нет.:

https://yadi.sk/i/950NzKV5iQEmY

5. Карта Закавказского края с пограничными землями, составленная из материалов Генерального Штаба отдельного Кавказского Корпуса в 1834 году. На карте показана Владикавказская крепость на правом берегу Терека. На ближайшие несколько километров есть только расположенное рядом с крепостью ингушское селение Темурки, а чуть далее ингушские селения Тарс, Темирова, Наврузова и другие:

https://yadi.sk/i/d0-__EJliTVD2

https://yadi.sk/i/qOtEPqXXiUGB4

6. Карта Кавказа и Черкессии. Карту составил разведчик Джеймс Станислав Бэлл, 1840 год. Владикавказ расположен в местности народа Мизджеги (одно из названий вайнахов). Осетия указана чуть дальше:

https://yadi.sk/i/4il0MuzViQWor

СОВЕТУЕМ КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ ИЛИ МЕСЯЦ ПРОВЕРЯТЬ ЭТУ ТЕМУ, ТАК КАК МЫ ПОСТАРАЕМСЯ ДОБАВЛЯТЬ И ДРУГИЕ КАРТЫ ВЛАДИКАВКАЗА И КАВКАЗА.

ПЕРЕХОДИТЕ ПО ССЫЛКАМ, СКАЧАЙТЕ И УБЕДИТЕСЬ САМИ, ЧТО ВЛАДИКАВКАЗ ПОСТРОЕН НА ИНГУШСКОЙ ЗЕМЛЕ И БЫЛ ОКРУЖЁН ТОЛЬКО ИНГУШСКИМ НАСЕЛЕНИЕМ И ОСЕТИНЫ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЮТ К ДАННОЙ ТЕРРИТОРИИ.

Обращаюсь к простым осетинам: не верьте вашим псевдоисторикам и сказочникам. Пора вам уже понять, что нельзя жить на ингушской земле под защитой российской армии и думать, что так будет вечно. Подумайте о том, как было бы хорошо, если бы нас разделял только Терек, правая часть Владикавказа была бы столицей Республики Ингушетия, а левая - столицей Республики Северная Осетия и наконец наступил конец спорам и войне.
0  
FB_986928131403100
ПРАВДА ОСЕТИНСКОГО ПРОФЕССОРА ЛЮДВИГА ЧИБИРОВА ОБ ИНГУШСКОМ ВЛАДИКАВКАЗЕ

ИЗ КНИГИ КЪУДАРСКОГО ПРОФЕССОРА Л. ЧИБИРОВА "ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ КАВКАЗА ОБ ОСЕТИИ И ОСЕТИНАХ, КНИГА 4, Г. ЦХИНВАЛИ, ИЗДАТЕЛЬСТВО "ИРЫСТОН", 1989 ГОД, СТРАНИЦЫ 311, 312, 313, 314.

СТАТЬЯ СТАРОГО СОЛДАТА «ПРОШЛОЕ ВЛАДИКАВКАЗА»

С присоединением к России Кавказа между Кубанью и  Тереком и вскоре после заключения с царем Ираклием II договора о защите Грузии от турок, персиян и горцев в 1784 г. на правом берегу реки Терек, при ингушском урочище Зауре, отрядом наших войск была построена Владикавказская крепость; она была обнесена земляным валом; около нее, вне вала, долго оставались аулы Тоти, Темурки и другие, которые затем были переселены в горы. Одновременно с этим, для сообщения с Грузией строились укрепления и посты по Военно-Грузинской дороге: Редант, Балта, Джерах, Ларе и Дарьял.
       
Вскоре по постройке Владикавказской крепости вблизи ее поселились спустившиеся с гор осетины. Но после возвращения из Турции чеченца аула Алды Ушурмы Эльжарова и ввиду враждебных отношений к нам турок и персиян, за принятие покровительства над Грузией, а впоследствии этого потребность в войсках для движения с генералом Бибиковым к Анапе и  полковника Сырохнева в Тифлис, а также и на усиление каспийского корпуса, сосредоточенного в Кизляре, для движения этого корпуса во главе с графом В. А. Зубовым и подполковником артиллерии А. П. Ермоловым в г. Дербент, в исходе 1788 г. Владикавказская крепость и прочие укрепления и посты, устроенные для сообщения с Грузией, были оставлены без воинских сил; поселившиеся при крепости осетины, теснимые кабардинцами, тоже ушли в горы. После же разгрома в 1795 г. Ага-Магомет-ханом Грузии и взятии 20 000 жителей в плен, Владикавказская крепость, ближайшие укрепления и посты были вновь восстановлены, а в 1799—1800 гг. через них во главе с генералами Лазаревым и Гуляковым проходили в Тифлис 17 Егерский (ныне Эриванокий) и Кабардинский мушкетерский (ныне 80 пехотный Кабардинский) полки со своей артиллерией.
         
Около 1806 г. у Владикавказской крепости вторично поселились осетины, спустившиеся с гор, эти переселенцы и составили ныне существующую часть города под названием Осетинской слободки. В 1820 году у крепости образовалась слободка из семейных отставных солдат и разных переселенцев из России; затем против крепости, на левом берегу Терека, устроено было военное поселение, обращенное в 1845 г. в казачью станицу.

Прибывшие в 1842 г. из Черноморской линии 77 Тенгинский и 78 Навагинский пехотные полки произвели у своих штабов насаждения, на месте которых построены теперь женская прогимназия, реальное и городское 6-ти классное училища, затем немецкая кирка, штабное и инженерное здания и гауптвахта. В 1858 г. вместо ветхого земляного вала крепость была обнесена каменной стеной. А ввиду намерения Шамиля напасть на крепость, под начальством генерала Мищенко был в крепости сосредоточен отряд (10 рот, дивизион драгунов, 10 сотен казаков и несколько орудий), в котором пишущий эти строки состоял на службе с 30 июня по 1-ое ноября.

Известия относительно Шамиля произвели на обитателей слободки и поселения такой же переполох, как и в 1846 г., когда Шамиль со своими скопищами проник в Кабарду, а партия  
конных чеченцев с Тарамом Трамовым пробралась на  Военно-Грузинскую дорогу к Душету. Но теперь Шамиль, преследуемый отрядом генерала Фрейтага, имел только два кровавых дела:  первое— с одним батальоном Тегинского полка на Змейке, где горцев было чуть ли не в 20 раз более, чем солдат, и где ни одного тела убитого солдата не досталось горцам, а второе — у урочища Татар-Тупа с колонной полковника Меллера Закамельского (3 батальона, 3 сотни казаков и несколько орудий).

В конце июля того же 1858 г. Шамиль с тремя тысячами конных при двух орудиях быстро двинулся горами; к нему в верховьях Фортанги и Ассы примкнули галашевцы, назрановцы и др. ингуши, так что скопище Шамиля увеличилось до 5.000 человек, но отряд генерала Мищенко так удачно был направлен в Акиюртовское ущелье, что скопище обратилось в бегство, а Шамиль ускакал в Мужич-аул, оставив на месте боя 300 трупов, 90 лошадей, 420 винтовок, 300 шашек, 200 пистолетов, 200 кинжалов и 14 палаток. У нас было 14 убитых и 16 раненых и больше всего осетин-милиционеров. Затем отряд производил рубку леса и разрабатывал дорогу в Мужич-аул, Алкуин и Мородеки.

Если живы и теперь немногие свидетели, которые в  последний раз в конце ноября 1858 г. слышали по улицам  Владикавказской крепости лязг оружия войск, двигавшихся во главе своих старейших и храбрейших начальников из Тифлиса в  Чечню к резиденции Шамиля, а затем и возвращение их в 1859  году после взятия Ведено и пленения Шамиля в Гунибе.

В 1860 г. Владикавказская крепость обращена была в город, который затем довольно быстро из соломенного превращается в каменный, а с 1863 года становится областным городом. В 1866 г. к званию начальника области было присоединено и «наказный атаман Терского казачьего войска». В 1866 г. из  Ставропольской губернии в Терскую область перечислен г. Моздок, в 1867 г.— г. Кизляр, в 1871 г. — г. Георгиевск, а в 1872 г.— г. Пятигорск, с ближайшими аулами и станицами.

Газ. «Кавказское слово»(Владикавказ), 1910, № 167


ИЗ СТАТЬИ БЫВАЛОГО «НАЧАЛО ВЛАДИКАВКАЗА»

10 марта 1784 года отряд в составе трех батальонов пехоты, шести сотен казаков и восьми орудий переплыл на правый берег Терека и стал бивуаком возле опушки рощи Заур при селении ингушей того же названия. 11 марта отряду была назначена дневка. В этот день к нему явилась депутация из соседних селений ингушей: Заур, Тоти и Темурки. Начальник отряда генерал-аншеф Толмачев 2-ой был приглашен вечером в гости в старинный галуан (башня) рода Гудантовых. Здесь, с высоты галуана, он со штабом обозрел окрестность и выбрал место будущего укрепления. На другой день в день памяти святого Симеона было заложено укрепление и названо Владикавказ, состоялся парад войск и произведен по тогдашнему уставу при заложении фонтеции салют в 21 выстрел. Невиданное торжество привлекло массу туземцев и всем им был предложен скромный обед.

С другого же дня, 13 марта, начались работы по возведению земляного укрепления, которые продолжались до середины апреля, когда оно было совершенно готово... Гарнизон простоял во Владикавказе четыре года. За это время возведены посты: Редант, Балта, Джерах, Ларе и Дарьял. В 1788 году последовало приказание — укрепление Владикавказ срыть, посты на Военно-Грузинской дороге бросить и отойти на линию в  губернский город Екатериноград (ныне станица). Ушли в горы на левый берег Терека и поселившиеся здесь осетины и основали селение Гизель (Джизел).

В 1795 г. Владикавказская крепость и посты по Военно-Грузинской дороге восстановлены вновь, а в 1805 г. около крепости вторично поселились осетины и, по фамилии своего почетного старца Дзаур, основали слободку Дзауджикау, которая существует и доныне. В 1820 году из отставных солдат гарнизона и переселенцев была образована слободка-форштад —  Владикавказ. А в 1845 г., в дни наместничества князя Воронцова на левом берегу Терека, это военное поселение обратилось в казачью станицу Владикавказского линейного полка. В 1842 г. с  Черноморской береговой линии, которая в 1840 г. потерпела жестокую катастрофу, прибыли некоторые полки: 77-й Тегинский и 78-й Навагинский и у своих штабов произвели деревонасаждения (ныне место Ольгинской женской гимназии, штаба, инженерного здания и гауптвахты). В 1858 г. крепость обнесена каменной стеной, и в ней сосредоточен отряд генерала Мощенко... В 1860 г. крепость Владикавказ обращена в город. В 1863 г. он сделан областным центром, а в 1865 г. — введена должность Начальника области и Наказного атамана Терского казачьего войска.

Газ. «Терские ведомости», 1911, № 71

КНИГУ ОСЕТИНСКОГО ПРОФЕССОРА Л. ЧИБИРОВА "ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ КАВКАЗА ОБ ОСЕТИИ И ОСЕТИНАХ" МОЖНО НАЙТИ И ПРОЧИТАТЬ В БИБЛИОТЕКАХ ВЛАДИКАВКАЗА И НА МНОГИХ ИНТЕРНЕТ-САЙТАХ, В ТОМ ЧИСЛЕ И НА ОСЕТИНСКИХ САЙТАХ.

КАКИЕ ЕЩЕ НУЖНЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ТОГО, ЧТО ВЛАДИКАВКАЗ РАСПОЛОЖЕН НА ИНГУШСКОЙ ЗЕМЛЕ, НА МЕСТЕ ИНГУШСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ И НА КОСТЯХ ИНГУШЕЙ, ЕСЛИ ДАЖЕ ОСЕТИНСКИЕ ПРОФЕССОРЫ ПРИЗНАЮТ ЭТО???!!! ВЫ И ТЕПЕРЬ СКАЖЕТЕ, ЧТО ЖИВЁТЕ НЕ НА ИНГУШСКОЙ ЗЕМЛЕ???
0  
FB_986928131403100
ПРИЗНАНИЯ ОСЕТИНСКОГО ИСТОРИКА БЕРОЗОВА В. П. ПО ПОВОДУ ВЛАДИКАВКАЗА, ДЗАУДЖИКАУ И ИРЫКАУ(из книги Берозова В. П. "Переселение осетин с гор на плоскость", издательство "Ир", г. Орджоникидзе, 1980 год, страницы 41, 42, 43.)

"К ранним предгорным поселениям в Восточной Осетии бесспорно нужно отнести также и Дзауджикау и Ирыкау, о которых в существующей литературе имеется много противоречивых высказываний.
Прежде всего отметим, что это два совершенно разных населенных пункта. Если Ирыкау (аул осетин,  Владикавказский осетинский аул) был основан горцами Тагаурского общества почти одновременно с крепостью в 1784 году, а несколько позже вместе с Владикавказом заброшен и снова восстановлен в 1803 году, то о времени основания Дзауджикау и вообще о его основателях нет положительно никаких данных, если не считать известное осетинское народное предание, гласившее, что Дзауджикау основал житель Куртатинского ущелья Дзауаг Бугулов в середине XVIII века, бежавший с родины по причине кровной мести. Дзауаг Бугулов, гласит предание, не выдержав многочисленных обид и насилия феодала, убил его и после долгих скитаний нашел убежище и надежную защиту у своих соседей - ингушей(85). На стыке двух тогдашних территорий — Ингушетии и Малой Кабарды, в том самом месте, где р. Терек выходит из Дарьяльского ущелья, Дзауаг Бугулов основал аул."

ТУТ НЕОБХОДИМЫ НЕБОЛЬШИЕ КОММЕНТАРИИ.
Как видим, профессор Берозов считает, что о Дзауджикау нет никаких реальных исторических данных кроме народного предания и что Дзауджикау не имеет никакого отношения к Владикавказской крепости, хотя ныне большая часть простых малообразованных осетин необоснованно утверждает, что Владикавказ построен на месте Дзауджикау. Ирыкау возникло почти одновременно с крепостью, как пишет осетинский профессор Берозов. Если быть точнее этот Ирыкау возник после постройки крепости Владикавказ за её крепостными стенами, что подтверждается материалами многих исследователей, историков и картами того времени. Также из материалов профессора Берозова становится известно, что Дзауаг Бугулов часто терпел насилие и обиды от феодала. А это что означает? А это означает, что скорее всего Бугулов был зависимым крестьянином, работавшим на феодала, другими словами был холопом, полурабом, как и тысячи других в то время и в тех местах, где он родился. А если уж даже осетины признали насилие от феодала, значит было намного хуже, чем то, что можно понять под словом насилие. Да и скорее всего никого Бугулов не убивал, а просто убежал от своего хозяина, и бежал не куда-нибудь, а к ингушам, у которых он нашёл надёжную защиту, у которых, как известно, не было зависимых сословий, все ингуши были равны.
Далее профессор Берозов пишет, что на стыке двух тогдашних территорий — Ингушетии и Малой Кабарды, Бугулов основал свой аул. Холоп, бежавший от феодала к ингушам, якобы на стыке территорий ингушей и малокабардинцев основал аул, там где между ингушами и кабардинскими князьями последние 200 лет происходили стычки и набеги друг на друга. Понятное дело, это бред. Да и данная территория не была на стыке территорий ингушей и малокабардинцев: на картах того времени в районе будущего Владикавказа и на ближайшие пару десятков километров указаны только ингушские селения: Ваппи, Заур, Тарс, Темурков, Тотиков и другие. Ингуши просто не дали бы чужеземцу основать на своей территории поселение. Так или иначе, осетинский профессор Берозов считает, что никакого Дзауджикау не было на месте нынешнего Владикавказа. То есть, большая часть сегодняшних материалов осетинских авторов касательно истории возникновения Владикавказа является фальсификацией.

Помимо этого на странице 118 вы сможете прочитать о том, что Старый Батако-юрт, который находится сейчас в составе Северной Осетии был построен на месте ингушских сёл Батако-юрт и Жантемирово. Вот отрывок из книги Берозова: "С 1827—1829 гг. здесь находились ингушские аулы старшин Батако Акмурзаева и Цицил Жантемирова. В 40-е годы по распоряжению владикавказского коменданта аулы эти были переселены на другое место. Непосредственным поводом для перевода ингушских селений послужили якобы тайные сношения местных старшин с Шамилем". Так что в составе Правобережного района Северной Осетии находятся ингушские территории.

Обращаемся к осетинским историкам, и так называемой "интеллигенции, и таким ничтожным лжецам и пустословам, как "магас дедяков", "алан салбиев" и им подобным: ХВАТИТ ОБМАНЫВАТЬ ПРОСТЫХ ОСЕТИН, ХВАТИТ ПИСАТЬ ФАЛЬШИВКИ!!!

На этом закончим наше небольшое "исследование" и поблагодарим профессора Берозова.

КНИГУ МОЖНО НАЙТИ В БИБЛИОТЕКАХ ВЛАДИКАВКАЗА, МОСКВЫ И НА МНОГИХ САЙТАХ. ТАКЖЕ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ ВЫ СМОЖЕТЕ САМИ СКАЧАТЬ КНИГУ БЕРОЗОВА С ОСЕТИНСКОГО САЙТА И САМИ ПРОЧИТАТЬ:

http://iratta.com/lib/15467-bp-berozov-pereselenie-osetin-s-gor-na-ploskost-ordzhonikidze-1980.html
0  
FB_986928131403100
ПРЕДЛАГАЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ССЫЛКУ НА ОСЕТИНСКИЙ САЙТ, ПОСВЯЩЁННЫЙ СТАРОМУ ВЛАДИКАВКАЗУ:

http://www.oldvladikavkaz.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=38&Itemid=43

Перейдя по ссылке вы сможете прочитать о том, что:

«Интересно, что эту улицу облюбовали не только осетины. Здесь проживали русские, грузины, ингуши, армяне. Так, большое домовладение (стоимостью 12000 рублей) имела Елизавета Ивановна Киреева, не меньше дом (в 8000 рублей) имел священник Михаил Флегинский. На этой же улице поселились генерал-майор Петр Петрович Моллериус, Елизавета Оганова, Иван Иванович и Мария Николаевна Пицхелаури, Ольга Ивановна Рожанская, Хазанби Мальсагов и многие др.»

ТО ЕСТЬ ОКАЗЫВАЕТСЯ ИНГУШИ В СТАРОМ ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ ВЛАДИКАВКАЗЕ ВСЁ-ЖЕ ЖИЛИ. ХОТЯ МНОГИЕ ОСЕТИНСКИЕ ПСЕВДО-ИСТОРИКИ С УЧЁНЫМИ СТЕПЕНЯМИ УЖЕ ДЕСЯТКИ ЛЕТ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ИНГУШЕЙ ДО 1920-Х ГОДОВ НЕ БЫЛО ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ ВООБЩЕ, А ОБОЛВАНЕННЫЕ СВОЕЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ ПРОСТЫЕ ОСЕТИНЫ ВЕРЯТ ЭТИМ ЛЖЕЦАМ.

СПАСИБО ОСЕТИНАМ И ИХ САЙТУ ЗА КАПЛЮ ПРАВДЫ СРЕДИ ГОРЫ ШЕЛУХИ!

В МАТЕРИАЛАХ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ ТАКЖЕ НАПИСАНО ПРО НЕКОЕГО КЕРИМА БЕКОВА, ЖИВШИЙ ПО БОЛЬШОЙ РОЖДЕНСТВЕНСКОЙ, ИМЕВШИЙ САМЫЙ БОЛЬШОЙ ПО СТОИМОСТИ ДОМ, КОТОРЫЙ ВПОЛНЕ МОГ БЫТЬ ИНГУШОМ. У ИНГУШЕЙ КАК МЫ ЗНАЕМ ЕСТЬ БЕКОВЫ, ДА ИМЯ КЕРИМ ВСТРЕЧАЕТСЯ НЕРЕДКО.
ПОМИМО ЭТОГО ОСЕТИНСКИЙ САЙТ НАМ РАССКАЗЫВАЕТ И О ХУТОРАХ МАМИЛОВА(ИНГУШИ) И ДЛИННАЯ ДОЛИНА(ТЕРК), КОТОРЫЕ НАХОДИЛИСЬ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ ОТ ВЛАДИКАВКАЗА. КСТАТИ, СЕЛЕНИЕ ДЛИННАЯ ДОЛИНА(ТЕРК) ДО 1992 ГОДА БЫЛО НАСЕЛЕНО ПО БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ИНГУШАМИ И ПОСЛЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ЧИСТКИ ПРИГОРОДНОГО РАЙОНА И Г. ВЛАДИКАВКАЗА СЕЛЕНИЕ БЫЛО ЛИКВИДИРОВАНО И ЗАКРЫТО.

ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКЕ ВЫ УЗНАЕТЕ ПРО КАКУЮ УЛИЦУ ИДЁТ РЕЧЬ И МНОГОЕ ДРУГОЕ.
СРАЗУ ПРЕДУПРЕЖДАЮ ЧИТАТЕЛЕЙ: НА ДАННОМ ОСЕТИНСКОМ САЙТЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЁ ПРАВДА. МНОГОЕ ОБХОДЯТ СТОРОНОЙ.

http://maga-gorec.livejournal.com/40015.html
0  
FB_986928131403100
«История и память» - Берозов Б. П., Владикавказ, 2013 год, страницы 400, 402-410.

«В истории Владикавказа эпизод преобразования его из бывшей военной крепости в город, бесспорно, является переломным событием, избавившим его в будущем от бесперспективного политического, социально-экономического и культурного развития. Это событие, к сожалению, до сих пор мало изучено в литературе. В основу очерка положен исключительно архивный материал.

«В конце октября 1858 г. наместник предписал чиновнику своей канцелярии титулярному советнику Ю. Я. Рудаковскому: «Предположив Владикавказскую крепость обратить в город и устроить там необходимые гражданские учреждения, я признал необходимым предварительно собрать некоторые статистические данные, которые бы служили основанием как для составления положения о Владикавказе и его гражданских установлениях, так и для принятия разных административных мер. Возлагая выполнение этого дела на вас, я предлагаю теперь же отправиться в крепость Владикавказ и заняться собиранием из подлежащих источников значащихся в прилагаемой программе сведений». Чиновник Рудаковский должен был добыть эти сведения у местного военного начальника, а также и «личными исследованиями». «Всеми сведениями, - наставлял наместник своего чиновника, - какие получите на месте через расспросы тех или других лиц, надлежит пользоваться с крайнею осмотрительностью, удостоверясь предварительно в их верности путем строгой критической их оценки».
Вооружившись программой действий (наставлением), которую для него составил сам Барятинский, Рудаковский сразу же после прибытия во Владикавказ ушел с головой в указанную работу. Всего полтора месяца понадобилось ему, чтобы собрать требуемые сведения о крепости Владикавказ. Эти сведения наиболее достоверные и точные о Владикавказе середины XIX в. и представляют значительный интерес. Так, Рудаковский свидетельствует, что во Владикавказе зданий - 628, которые принадлежали различным ведомствам: гарнизону крепости - 68 домов, лицам благородным - 123, купцам - 109, мещанам - 27, крестьянам - 25, отставным нижним чинам - 65, служащим нижним чинам - 209 домов. Во всей крепости было всего 12 каменных домов, остальные деревянные. Подавляющее большинство одноэтажные, всего 15 двухэтажных домов. Ежедневно жителям крепости свои товары предлагали 165 мелких и средних лавок. Промышленность была представлена следующим количеством заводов: кирпичных - 17, известковых - 12, мыльных - 1 и свечных - 2. Владикавказ располагал 12 постоялыми дворами, 7 трактирами, 3 гостиницами, 4 харчевнями, одним кофейным домом, 3 кондитерскими, 2 распивочными домами, 5 маркитантами, 12 банями и 6 церквями. Состав владикавказских рабочих и ремесленников был таков: кузнецов - 7 человек, булочников - 4, цирюльников - 3, портных - 30, золотых дел мастеров - 2, часовых дел мастеров - 2, эполетных дел - 1, сапожных - 6, серебряных дел мастеров - 6, оружейных дел мастеров - 6, седельников - 11, каменщиков - 130, плотников - 100, рабочих - 180 человек.
Лучшие дома в крепости принадлежали купцам и высшим военным чинам. Рудаковский доносил, что между этими домами есть здания правильной и красивой постройки, крытые железом, черепицею и лесом. «Соломою покрываются дома, принадлежащие служащим, а также отставным нижним чинам». В крепости 18 улиц и 4 площади, из которых несколько вымощено. Для общественного гуляния имеется два сада и бульвар, разведенный на обрывистом берегу Терека. Площадь, которую занимал  Владикавказ, составляла 157 десятин. С обращением Владикавказа в город предполагалось отвести ему два участка: первый в размере 4500 дес. между Тереком и Камбилеевкой и второй в размере 3625 дес. по правую и левую стороны Терека, принадлежащий Владикавказской станице. Последнюю местные власти предполагали переселить на другое место, поселив взамен ее немецких колонистов. Число жителей Владикавказа - 2342 человека. Из них мужского пола 1500 и женского 1142. Сословное деление жителей: дворян и разночинцев - 516 человек, купцов - 199, мещан - 346 чел., крестьян - 289 чел., иностранцев - 38 чел., отставных нижних чинов - 822 чел. и служащих - 409 человек.

В самом Владикавказе не было ни одной ярмарки. Базарная торговля производилась два раза в неделю: по вторникам и субботам. В эти дни сюда стекались «жители близлежащих станиц и аулов и привозят съестные припасы и всякого рода живность, сено, строевой лес и дрова. Кроме того бурки, башлыки и др. принадлежности азиатской одежды». Рост торговли заставил власти крепости создать торговую палату - комиссию. В ее состав входили: комендант крепости, начальник полиции и два торговца - русский и армянин.

Считаю уместным привести также весьма интересные данные о  жителях Владикавказа по национальному составу. В 1858 г. число жителей крепости, как уже сказали, составило 5179 человек. Из них жителей  русской национальности - 3921 чел., в том числе 986 казаков, осетин - 980 чел., армян - 68 чел., грузин - 41 чел., иностранцев - 32 чел., евреев - 29 чел., кабардинцев - 4 чел., ингушей - 13 чел., чеченцев - 5 чел., персов - 23 чел., греков - 54 чел., татар - 8 чел. Приведенные данные убедительно подтверждают весьма пестрый и интернациональный состав населения крепости. Отметим здесь, что многоязычность жителей Владикавказа  
сложилась гораздо раньше. Мы располагаем данными середины 30-х гг. (правда,
отрывочными), которые подтверждают, что уже в то время во Владикавказе можно было услышать, наряду с русским и осетинским говором, также грузинскую, армянскую, греческую, ингушскую, ногайскую, татарскую речь.
В 1836 г. в крепости вместе с двумя осетинскими аулами (Ирыкау - на южном форштадте основанный в 1784 г. и аул Тулатовых - на левом берегу Терека, западный форштадт крепости, основанный в 1825 г.) проживало 3986 человек. В том числе русских - 1912 чел., из которых 1136 являлись военнослужащими, осетин - 1215 чел., (814 - в Ирыкау, 401 чел. - в ауле Тулатовых), армян и грузин - 87 чел., ингушей - 36 чел., ногайцев - 13 чел., греков - 14 чел., персов - 9 чел.(ЦГВИА. Ф. 13 УА. Д. 6164. 2-91. Л. 11-13., ныне Российский Государственный Военно - исторический архив)

С начала пореформенного периода вышеописанные процессы во Владикавказе получают свое дальнейшее развитие. Прежде всего, происходит значительное увеличение населения нашего городя, причем, статус одного из самых интернациональных городов Кавказа он с годами не только не растерял, а еще больше упрочил.
Предоставим слово официальным статистическим данным, содержащимся
в исторических документах. В 1877 г. население нашего города уже насчитывало 23 766 человек (15858 душ мужского пола и 7908 душ женского пола). Из всего этого числа городского населения 17499 чел. составляло гражданское население, а 6273 чел. относились к разряду войскового. Заметим, что этот процесс постепенного и настойчивого увеличения гражданского населения и, наоборот, уменьшение войскового во Владикавказе после его провозглашения городом стал необратимым. По национальному составу в том же 1877 г. городское население выглядело: армян - 81 чел., грузин - 52 чел., кабардинцев - 6 чел., кумыков - 73 чел., чеченцев - 76 чел., ингушей - 41 чел., осетин - 1790 чел.

Число иностранных подданных во Владикавказе к указанному времени, к немалому, надо полагать, удивлению читателей, достигло 771 чел., в том числе немецких колонистов - 251 чел. К числу иностранных подданных следует отнести, кроме немецких колонистов, персов, греков, австро-венгров, болгар, а также поляков. Именно на рубеже 70 - 80-х гг. происходило массовое заселение Владикавказа представителями указанных народностей. Свидетельством тому в какой-то мере являются данные 1923 г. В том году во Владикавказе проживало 72069 человек...

На основании собранных Рудаковским данных, чиновников канцелярии кавказского наместника в 1859 г. составили проект преобразования крепости в город и само положение о будущем городе. Последнее состояло из 94 параграфов.

Проект положения о будущем городе был разослан ряду высокопоставленных гражданских и военных лиц на Кавказе для обсуждения и «высказывания суждения по сему».
Среди этой «когорты» кавказских царских администраторов генерал Н. И. Евдокимов, командующий армией Левого крыла Кавказской военной линии, был той личностью, с мнением которой особенно считался наместник. С проектом он, в основном, согласился, одобрил все пункты положения. «Восстал» он только против первого параграфа, где говорилось, что будущий город Владикавказ будет подчиняться ставропольскому губернатору. Евдокимову непременно хотелось, чтобы город был в его личном подчинении, в противном случае, писал он наместнику А. И. Барятинскому, «Владикавказ едва ли решит ту задачу, которую призван оный решить». Далее он настаивал на следующем: во-первых, удалить вовсе из будущего города жителей Осетинского аула, примыкающего к южному форштату крепости. Во-вторых, «переселить казаков Владикавказской станицы... В-третьих, «переселить во Владикавказ из России от 30 до 40 дворов немецких колонистов, которые примерами своего усовершенствованного хозяйства могли бы иметь благодетельное влияние на улучшение в крае сельского хозяйства».

Председатель Кавказского комитета сообщал, что государь император утвердил проект города Владикавказа, что «Он в 31-й день марта 1860 года соизволил
написать собственноручно: «Исполнить». А на положении о городе Владикавказе черкнул: «Быть по сему».

Крепость Владикавказ стала городом, сохранив прежнее свое название, а в связи с этим появилась необходимость создания его администрации, полиции, налогов и т. д. Управление его должно было состоять из полиции, городового суда и особых чинов: городового архитектора, врача и стряпчего. Большие обязанности легли на плечи первого архитектора города Владикавказа, которым стал топограф Максимов. Город быстро рос. Согласно положению о городе, жители его должны были снести свои старые жилища и строить дома - стоимостью не менее по быту купеческому от 3 тыс. до 1500 руб., и в 500 руб. «Мещанам в исключительных случаях раз решалось строить дома стоимостью в 250 руб., «на тех условиях строительного искусства, какие в том требуются правилами закона о благоустройстве городов». Менялись улицы, их стало больше, они становились шире и прямее, а на главных из них появилось свечное освещение. Первым профессиональным архитектором нашего города и стал 29-летний титулярный советник Евгений Константинович Богушевич, с июня 1862 г.

Выгодное географическое расположение Владикавказа способствовало тому, что с первых же дней своей городской жизни он стал центром прилегающей к нему территории. С образованием вскоре Терской области он стал ее административной и культурной столицей.

Такова история преобразования крепости Владикавказ в город.»

К ИСТОРИИ СЕЛЕНИЯ ОЛЬГИНСКОЕ

Ольгинское - одно из самых молодых селений на Правобережье Северной Осетии, хотя его основатели и их предки одними из первых горцев переселились на плоскость еще в XVIII в.
Этому способствовало основание в 1784 г. у входа в Дарьяльское ущелье крепости Владикавказ. Современники писали, что ровно в полдень 6 мая в честь заложения крепости был произведен салют из пяти орудий. На необычный для этих мест шум, веселье, и, наконец, на пушечные выстрелы собрались любопытствующие горцы, в основном из ближайших тагаурских и ингушских аулов Дарьяльского ущелья. Они были приветливо встречены отрядом русских солдат и казаков, даже приглашены на торжественный солдатский обед. Собираясь возвращаться домой, осетины попросили у начальника отряда разрешить им переселиться со своими семьями к крепости, обещая взять на себя определенные обязанности по охране крепости.
Получив положительный ответ, горцы удалились. Это было в мае 1784 г., а в июле к горцам обратился генерал С. П. Потемкин, призывая «заняться мирною жизнью под охраной крепостных верхов». Кавказский губернатор приглашал их к переселению на земли, лежащие вокруг крепости. Потемкин хотел поселить как можно больше аулов из мирных горцев вокруг нее.

В конце лета - начале осени 1784 г. большая группа осетин со своими семьями, родственниками перешла на жительство к крепости. Обосновались они на южной стороне крепости («на южном фасе»). Был основан аул, получивший на осетинском языке название «Ирыкау», а в русских документах зафиксирован как «Владикавказский осетинский аул». Прав, таким образом, историк Ракович Д. В., писавший, что осетины появились во Владикавказе в год учреждения крепости, согласно призыву генерал-поручика Потемкина.

Крепости Владикавказ не суждено было долго существовать. Из-за резкого ухудшения русско-турецких отношений и неблагоприятных политических событий, возникших вскоре на Кавказе, русское правительство вынуждено было в 1788 г. крепость срыть, а гарнизон перевести в Моздок. Оставшись без защиты, осетины также вынуждены были покинуть свой аул и уйти обратно в горы. Однако в 1800 г. - на сей раз навсегда - крепость Владикавказ снова была восстановлена. Возродилась крепость, восстановился и осетинский аул.»

Небольшие комментарии и выводы:

1. В 1858 году пишет покойный профессор Берозов, что осетин во Владикавказской крепости было 980 человек, что несомненно является ложью. Тут имеются в виду скорее всего жители Осетинского аула, который находился за стенами Владикавказской крепости, который был основан в 1784 году сразу же после основания Владикавказской крепости, вышедшими из гор осетинами;

2. Профессор Берозов Б. П. приводит данные, говорящие, что ингуши почти с самого основания проживали во Владикавказской крепости, в городе Владикавказе: в 1836 году ингушей в крепости было 36 человек, в 1858 году 13 человек, а в 1877 году 41 человек. Это, конечно, довольно маленькая цифра, но и она разносит в пух и прах мифы большинства осетинских историков о том, что ингуши впервые появились во Владикавказе только в 1923 году;

3. Из материалов профессора Берозова также узнаем, что никаких осетинских поселений около будущего Владикавказа до появления русских и до основания Владикавказской крепости ещё не было. Тот самый первый аул осетин, который назывался Осетинский(Асетинский) аул возник сразу же после основания Владикавказской крепости за ее крепостными воротами в 1784 году. Но как только российские войска в 1788 году срыли крепость и ушли, забрав с собой гарнизон, сразу же ушли в горы и осетины, и ингуши же остались, так как они здесь жили задолго до появления русских и России;

4. В 1836 году, когда по данным осетинского профессора Берозова и согласно Российскому Государственному Военно-историческому архиву ингушей было во Владикавказской крепости 36 человек, осетины вообще не жили в самой крепости, а находились за ее воротами в аулах, основанных после появления русских в 1800 и в 1825 году; хотя в 1877 году осетин во Владикавказе, якобы, уже 1790 человек,  чему немного не верится;

5. По архивным данным и материалам Берозова можно окончательно считать доказанным тот факт, что до основания Владикавказской крепости на данной территории не было вообще никаких осетинских поселений: Ирыкау или Осетинский аул возник в 1784 году после постройки самой крепости, а аул Тулатовых возник в 1825 году на левом берегу реки Терек. Никакого Дзауджикау соответственно тоже не было. Но так как различные материалы и современники основания Владикавказской крепости утверждают, что рядом всё же находился чей - то аул,  то логично будет утверждать, что это был ингушский аул(селение). Это же подтверждают и архивные карты того времени;

6. Генерал Н. И. Евдокимов, командующий армией Левого крыла Кавказской военной линии требовал удалить вовсе из будущего города жителей Осетинского аула, примыкающего к южному форштату крепости. Осетины были нежелательным элементом в жизни Владикавказской крепости(даже находясь за пределами крепости) и будущего города;

7. Книга выпущена в 2013 году и подписано Министерством  культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия. Хотелось бы верить, что это значит, что осетинские власти и осетинская интеллигенция поняли, что путь конфронтации с ингушами, путь лжи и фальсификации истории - это путь тупиковый. Хочется верить, что осетинские власти и народ займутся оздоровлением обстановки и межнационального согласия в Северной Осетии, начнут помогать развитию Пригородного района и ингушских селений этого района. Хочется верить...

ВОТ ССЫЛКА НА ГРУППУ В ФЕЙСБУКЕ "ВЛАДИКАВКАЗ -НАШ АШ ГОРОД":

https://www.facebook.com/groups/vladikavkaz.group.number.one.2015/

ВОТ ССЫЛКА НА ГРУППУ В ОДНОКЛАССНИКАХ "ВЛАДИКАВКАЗ- НАШ ГОРОД. БУРО. ОРДЖОНИКИДЗЕ":

http://www.ok.ru/group/53504061276410

ВОТ ССЫЛКА НА ГРУППУ НА САЙТЕ ВКОНТАКТЕ "ВЛАДИКАВКАЗ - НАШ ГОРОД":

http://m.vk.com/vladikavkaz_ing_group

ВОТССЫЛКА НА ГРУППУ "ВЛАДИКАВКАЗ - НАШ ГОРОД" НА САЙТЕ www.spaces.ru:

spaces.ru/soo/vladikavkaz_ing

http://maga-gorec.livejournal.com/59896.html
0  
FB_986928131403100
"ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАВКАЗУ", АВТОР ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ МОСКВИЧ, 1897, 1902, 1903, 1904, 1913, 1915, 1925, 2013 ГОДОВ ИЗДАНИЯ

В Путеводителях Григория Москвича 1897, 1902, 1903, 1904 годов написано:

"В 1784 году для охраны Военно-Грузинской дороги построена была небольшая крепость у Терека, при входе в ущелье Кавказских гор, около Ингушского урочища Заур и названа Владикавказом, а в 1785 году по указу Екатерины II в крепости выстроена была православная церковь. Вскоре в окрестностях Владикавказа поселились спустившиеся с гор осетины. В 1788 году Владикавказ, вследствие ожесточенного напора горцев, был оставлен и поселившиеся при крепости осетины, теснимые кабардинцами, снова ушли в горы. Около 1795 г. Владикавказ был восстановлен; в 1805 году возле крепости вторично поселились осетины в особом ауле, составляющем ныне часть города, а в 20-х годах образовалась слободка из семейств от­ставных солдат и переселенцев из России."

НО уже в Путеводителях Григория Москвича 1913, 1915, 1925, 2013 годов издания написано совсем другое:

"Владикавказ. Административный‚ общественный и торговый центр Терской области, Владикавказ живописно расположен на берегах Терека, в 7 верстах у выхода его из ущелья и у подошвы Черных гор. Населения в нём—до 85 тыс. чел., городской бюджет— около 650 тыс. руб. Был прежде военным поселением и получил свое имя, как пункт, закрывающий вход в Дарьяльское ущелье—эти ворота всего Кавказа. С 1861 г. преобразован в город.
Владикавказ—главный и единственный город всей восточной части северного склона хребта, в котором происходит товарообмен с горцами: осетинами, грузинами, ингушами, черкесами и др. Вместе с тем, это—столица, умственный центр для горцев (чеченцев, ингушей, кабардинцев и т. д.), осетин и казаков-терцев".

ТО ЕСТЬ: в более поздних изданиях вырезана та часть текста, где написано, что Владикавказ основан рядом с ингушским селением. Почему? Вопрос пока без ответа. Но, видимо, не случайно.
Что еще интересно: судя по последним изданиям, авторы не считают осетин горцами, по сути не считают их кавказами.

ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ ВЫ СМОЖЕТЕ СКАЧАТЬ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАВКАЗУ ГРИГОРИЯ МОСКВИЧА 1902 ГОДА:

https://yadi.sk/i/T0qTAmIwhREEH

http://maga-gorec.livejournal.com/47789.html
Страницы: 1 2 3 След.