Основание на осетинской равнине казачьих станиц

12 Октября 2004, 00:00
Основание на осетинской равнине казачьих станиц
Терское казачье войско — часть казачества в дореволюционной России, размещавшаяся в Терской области с центром в г. Владикавказ.

Отдаленными предками терцев были сторожевые казаки и крестьяне Великого княжества Рязанского, бежавшие в конце XV в. на Кавказ и поселившиеся в верховьях Терека, у гребня Кавказских гор (отсюда их название — гребенские казаки), у впадения р. Аргуни в р. Сунжу. В XVI в. сюда переселились донские казаки с р. Калитвы. Датой образования Терского казачьего войска считается 1577 г., когда гребенские казаки успешно оборонялись от крымских татар в Терском городке, в устье р. Сунжи. В 1582 г. другая партия донцов поселилась на р. Акташе. Русское правительство снабжало казаков вооружением и припасами и использовало их в борьбе против крымских и ногайских татар и горцев. В 1685 г. казаки были оттеснены с гор, а в 1707 г. большинство казачьих городков было уничтожено кубанским султаном Каибом.

В 1712 г. остатки гребенцов были переселены вниз по Тереку. Во время Персидского похода Петра 1 в 1722 г. на реках Аграхани и Сулаке были поселены донские казаки с семьями, получившие название Аграханского войска (позже т.н. Семейное войско). В 1735 г. они были переселены обратно на Терек. После этого оформились три войска Терского казачества — Гребенское, Терско-семейное и Кизлярское (Кизляр основан в 1735 г.). В 60-70-х гг. XVIII в. была создана Азовско- Моздокская линия, часть которой обороняли терские казаки, пополнявшиеся выходцами из России, украинцами, татарами, горцами, армянами и грузинами. Тогда же были образованы поселения бывших волжских казаков и созданы четвертое войско и пятое — Моздокский и Волгский полки, а затем шестое войско — Горский полк. В 1806 г. была образована Терская область, управлявшаяся командующим Кавказским корпусом. В начале XIX в. были созданы новые укрепления и Сунженская линия. В 1832 г. терцы вошли в состав Кавказского линейного войска из шести терских и четырех кубанских полков. В 1836 г. были объединены Терскосемейный и Кизлярский полки, позже — Горский и Моздокский. 19 ноября 1860 г. было образовано Терское казачье войско из четырех полков: Волгского, Горско-Моздокского, Сунженско-Владикавказского и Кизляро- Гребенского.

Терцы участвовали в Чигиринских и Крымских походах XVII в., Хивинском походе 1717 г., русско-турецких войнах войнах XVIII-XIX вв., Кавказских войнах и Первой мировой войне 1914-1918 гг. В мирное время, в начале XX в., Теркское казачье войско (ТКВ) комплектовало четыре конных полка, две батареи, две гвардейских сотни и десять команд (всего 5113 чел.). Во время Первой мировой войны ТКВ выставило двенадцать конных полков (72 сотни), два пластунских батальона (десять сотен), две батареи, пять запасных сотен, две гвардейские сотни, 15 команд (всего 16 723 человек).
В 1920 г. Терское казачье войско было ликвидировано.

В 30-х годах XIX в. русское военное командование приступило к укреплению границы по линии Военно-Грузинской дороги. Для защиты ее от станицы Екатериноградской и до Владикавказа по левому берегу р. Терек были поставлены военные укрепления: Заречное, Пришибское, Аргуданское, Урухское, Минаретское, Дур-Дурское, Ардонское и Архонское. Эта линия длиной более 105 верст была построена А.П. Ермоловым еще в 20-х годах. Тогда же правительство уже вынашивало планы заселения этих укреплений военно-казачьим сословием и превращения их в станицы. К осуществлению замысла оно приступило в 1832 г., когда по указу царя в Отдельный Кавказский корпус были назначены на службу 1-й и 2-й Малороссийский казачьи полки, сформированные из украинских крестьян и казаков. Эти полки были переведены на Кавказскую линию в 1833 г. и размещены: первый на Кубани, а второй в Кабарде.
Из этого состава был создан особый казачий полк, получивший название 1-го Владикавказского, который в 1838 г. разместился в вышеуказанных военных укреплениях, основав соответственно казачьи станицы Пришибскую, Урухскую, Ардонскую и Архонскую. Составление перспективного плана размещения казаков было поручено командиру полка полковнику Стоцкому. Отвод земли и разбивка мест под станицы производились под наблюдением владикавказского коменданта полковника Широкова. Кавказское военное начальство считало, что для охраны 105-верстной дороги такого количества станиц недостаточно. Было принято решение о водворении между вышеупомянутыми станицами военных поселений, чтобы в будущем преобразовать их в станицы, а служивших в них солдат превратить в казаков.

В начале 40-х гг. Х1Х в. таких поселений возникло четыре: Владикавказское, Николаевское, Котляревское и Александровское. В них зачислялись женатые солдаты, прослужившие в Кавказской армии 15 и более лет. В 1842 г. все военные поселения были преобразованы в казачьи станицы. Кроме того, на Осетинской равнине в 1849 г. была основана еще одна станица — Змейская, а в 1850 г. — Горская (на месте нынешнего Алагира). Причем, стремясь довести контингент Владикавказского полка до положенной нормы, командование из года в год увеличивало численность жителей за счет нового притока крестьян из России, а также отставных солдат. По царскому манифесту 1819 г. душевой надел в казачьих станицах был определен в 30 десятин. Исходя из этой нормы всем станицам 1-го Владикавказского полка в 1842 г. было отмежевано 81 184 десятины из земель Осетии (52 тыс. десятин) и Кабарды.

При отмежевании этих участков станицам признано «необходимым» выселить осетин с Осетинской равнины. С 1839 по 1864 гг. изгнанию с насиженных мест подверглось 15 аулов, в которых проживало около 1003 семей. Наиболее сложным было выселение двух осетинских аулов из Владикавказа. Осетины, жившие на двух форштадтах (южном и западном) не хотели менять свое местожительство и переселяться в Кабарду. Местные власти были вынуждены выделить земли в 17 верстах от крепости, на которых прапорщик Беслан Тулатов основал в 1847 г. аул, до сих пор носящий его имя. В том же году на месте, где до этого располагался Тулатовский аул, была основана Владикавказская казачья станица (в 1860 г. переведена в Тарскую). С устройством станиц, одна из которых — Владикавказская — достигла самой южной точки Предкавказья, по существу закончилось строительство Кавказской кордонной линии.

Оцените материал:

(Нет голосов)

Авторизуйтесь пожалуйста, чтобы иметь возможность оставлять комментарии к статьям:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь:
Регистрация
Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: