Споры об аланском наследии

4 Мая 2005, 19:07
Споры об аланском наследии
Эпоха раннего средневековья на Северном Кавказе, особенно в его центральной части тесно связана с аланами. Аланы в своей основе — это сарматский племенной мир на позднем этапе истории, крупное политическое объединение разных ираноязычных групп сарматского происхождения, покрытых общим именем «аланы». Аланы были распространены на значительной территории Восточной Европы и Средней Азии, отдельные их группы в разное время продвинулись на территорию нынешней Венгрии и в Западную Европу. Это реальные исторические факты.

Интересная история и культура алан относительно хорошо изучены и популярны не только в отечественной, но и в зарубежной историографии. Все это способствует развитию «творческой» активности ряда историков и филологов, направленной на формирование в общественном сознании народов Северного Кавказа устойчивого комплекса престижных предков в лице алан (речь здесь не идет об осетинах, родство которых с аланами давно установлено). Очевидное гетерогенное происхождение алан, вхождение ряда северокавказских народов в состав аланского племенного союза и раннефеодальной государственности дало возможность радикальным историкам настаивать на приоритетном положении своих народов в контексте аланской истории.

Московский ученый В.А. Шнирельман справедливо заметил в специальной статье, что борьба за аланское наследие приобрела политический оттенок. Идет перетягивание аланского «одеяла» на себя.

Особенно отмеченный процесс заметен в Карачае и Балкарии. Выше уже было сказано о «трудах» по алановедению карачаевского историка A.M. Байрамкулова, всех алан, где и когда бы они не находились, объявившего изначальными тюрками. В аннотации к одной из книг Байрамкулова сказано, что ее автор «сделал намного больше в деле установления исторической правды о происхождении карачаево-балкарского народа, чем все остальные авторы вместе взятые».

На аланское наследие претендуют и ученые Чечни. Лингвист Я.С. Вагапов ряд аланских надписей читает по-вайнахски. В связи с изучением аланской проблемы Я.С. Вагапов обвиняет алановедов в тенденциозности, которая «служила цели вытравить с Северного Кавказа саму память о карачаевцах, балкарцах, ингушах, чеченцах», а читателю будто бы внушается «мысль о том, что к местным северокавказским народам история алан не имеет никакого отношения». Но это не так: в этногенезе карачаевцев и балкарцев аланы сыграли роль субстрата — основы (что признано большинством специалистов), а этнокультурные контакты алан и средневековых вайнахов не раз рассматривались, хотя, конечно, сделано в этом отношении еще недостаточно.

В. А. Кузнецов «Введение в кавказоведение», Владикавказ 2004

Оцените материал:

(Голосов: 5, Рейтинг: 1.8)

Авторизуйтесь пожалуйста, чтобы иметь возможность оставлять комментарии к статьям:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь:
Регистрация
Забыли пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: