Традиции

  • Сагайтты ахсав (ночь вил)
    Сагайтты ахсав (ночь вил) осетины отмечали в октябре. Закончив осенние работы, люди приводили в порядок и убирали рабочий инвентарь.В Дигоре Сагайтты ахсав называли ещё Ахсырф афтауан (снятие серпа) Серп обвивали последними колосьями и вешали на видном место.
    27.10.2015 12:48:00
    0
  • Хорысары кувд
    Хорысары кувд тоже празднуют в Осетии в октябре.Всю весну, лето и осень трудились люди не покладая рук, чтобы получить хороший урожай. В на­дежде на помощь возносили молитвы Богу, Уастырджм. Уацилла и другим божествам.
    27.10.2015 12:26:00
    0
  • Татартупп
    Осетины отмечают Татартупп в октябре.В прежние времена праздник отме­чался летом» продолжался 2-3 дня, но позже его приурочили к осени, когда все работы окончены, урожай убран. Татартуппу молились так же, как молились Уацилла Это было аграрное божество, приносящее людям счас­тье. Позднее его стали отождествлять с Уастырджи.
    27.10.2015 12:13:00
    0
  • Осетинская семья
    В основе осетинской семьи лежит моногамический брак. Однако раньше можно было встретить случаи полигамии. Каждый мог иметь одну законную жену. Но, кроме законной жены, каждый мог иметь и вторую жену, которая уже считается незаконной (номыл-ус — что буквально переводится «имянная жена»). В Осетии возможностью иметь номыл-ус пользовались только в отдельных случаях. Часто вторую жену брали в том случае, когда от законной жены не было детей, так как отсутствие детей, особенно мужского пола, в глазах осетина считается большим недостатком.
    01.12.2004 14:55:00
    0
  • Святой Георгий и три брата (Осетинская легенда)
    Это было очень давно. По народному обычаю того времени, жители селений каждую весну выходили в поле для дележа между собою покосных мест. По окончании дележа каждый домохозяин в конце доставшегося на его долю покосного места устраивал балаган, приносил с собою из дома, смотря по состоянию, пиво, араку, вареное и жареное мясо и приглашал попировать к себе своих родственников и знакомых.
    25.11.2004 16:53:00
    0
  • Браки в Осетии
    Формы заключения брака у осетин сохранили черты архаичности. Заключение брака совершалось на основе родовой экзогамии: вступающие в брак должны принадлежать к разным родам. При этом психологический момент (чувство) обычно не играло никакой роли, так как молодые большей частью даже не знали друг друга: дело совершалось по указаниям и стараниям родных или посторонних лиц, при пассивном участии вступающих в брак.
    07.11.2004 14:34:00
    0
  • Праздники, связанные с рождением мальчика
    Когда ребенку исполняется год, в Осетии эту дату празднуют особо. Посреди комнаты расстилают бурку, на нее кладут всевозможные вещи и игрушки: перочинный нож, карандаш, бумагу, газыри, патроны, пирожок, ножницы, нитки, иголки, всевозможные игрушки. Ребенка сажают посередине. Та вещь, к которой потянется ребенок в первую очередь, считается связанной с его будущим ремеслом…
    27.10.2004 13:05:00
    0
  • Кæхцгæнаен
    Кæхцгæнаен — летний праздник, устраиваемый в Осетии в честь новорожденного сына. За две недели до кæхцгагнæн, для матери новорожденного свекровь готовит араку, пироги и посылает ее вместе с ребенком к ее родителям просить у них «кæхц». Она с ребенком и дарами едет к родителям, которые уже знают заранее, что дочь к ним явится «просить кæхц» для своего сына.
    27.10.2004 12:50:00
    0
  • Рождение ребенка у осетин
    Появление детей в каждой семье — явление вполне нормальное, но рождение мальчика и девочки воспринимается по-разному у осетин.Когда в осетинской семье рождалась дочь, отец считал себя несчастным человеком, семья тоже относилась к появлению девочки с нескрываемой печалью. Молодая невестка появление первого ребенка — дочери — встречала со слезами, считая себя несчастной, так как вместо сына-джигита, родила беспомощную дочь. Раньше сила и мужество нужны были на каждом шагу, а главное, надо было иметь наследника, продолжателя потомства, рода. Родственники и друзья успокаивали их, желали им в будущем сына-богатыря.
    27.10.2004 11:00:00
    0
  • Воззрения осетин на загробную жизнь
    В прежние времена умерших снабжали бутылкой араки и тремя хлебными лепешками в дорогу. При опускании гроба в могилу кто-нибудь из стариков произносил следующие слова: «Эта пища и питье да останутся неистощимыми для тебя до тех пор, пока не достигнешь царства рая — дзаната. Выслушав твою искреннюю исповедь, всеправедный и всемилостивый Барастыр (в своем роде Плутон) да примет тебя в свое лоно, и да вечно будешь ты наслаждаться благами и красотами рая; кушанья и напитки, которые сегодня приготовили для тебя, да будут умножаться день ото дня, возбуждая тем ненависть в тех покойниках, которые не имеют таких наслаждений и удовольствий или по грехам своим, или же по бедности оставшихся в живых родственников, кои, будучи не в силах сделать необходимого числа поминок, заставляют тем своих умерших кормиться подаянием или воровскими крохами».
    26.10.2004 14:00:00
    0
  • Траур
    В прежние времена осетины причиняли себе много вреда по поводу покойника, думая, что их труды, лишения и переживания пойдут на пользу ему на том свете. Они отказывали себе и в возможности жить безбедной жизнью. Они давали себе обет до такого-то времени не пользоваться никакими благами жизни.
    26.10.2004 06:10:00
    0
  • Как справлялась свадьба
    Родные невесты и жениха назначают день свадьбы. Родные невесты к свадьбе готовятся так: сначала готовят все, что полагается (т.е. приданое); после этого замачивают 12—15 пудов солода для пива, гонят араку, готовят быка и баранов; у родственников и соседей собирают кур, чтобы перед каждым гостем положить целую курицу. Приготовив все, что полагается для свадьбы, родные невесты сажают юношу-соседа на коня и посылают его за неделю до свадьбы к родным жениха, чтобы сообщить им, что они в назначенный день готовы выдать свою дочь замуж и ждут гостей, которые приедут за невестой.
    25.10.2004 00:09:17
    0
  • Похоронные обряды
    Получив печальную весть, родственники и другие, знавшие покойника, немедленно собираются в путь, причем мужчины едут главным образом верхами и впереди женщин, а женщины вслед за ними на арбах. Обычай посещения покойника всеми — мужчинами и женщинами — до того строг и общеобязателен, что всякий, узнавший о смерти кого-нибудь, какою бы спешною работою он ни был занят, бросает свое дело и спешит выразить свое сочувствие и соболезнование горю родных почившего, чтобы хоть этим отчасти уменьшить страдание последних.
    24.10.2004 23:59:15
    0
  • Последовательность тостов за осетинским столом
    1. К Всевышнему
    Единый Бог вселенной, славный Великий Бог, да будет над нами твоя благодать и твое благословение. Мы — созданный тобой народ, удели же нам от благ твоих, чтоб мы жили в здоровье, любви и покое — дай нам такого счастья!

    15.10.2004 23:51:14
    0
  • Осетинские божества и календарные праздники
    Христианизация предков современных осетин, известных в прошлом под названием алан, началась в V1 в. (по некоторым источникам — в IV в. н.э.) стараниями византийских миссионеров и завершилась в X в. созданием аланской епархии. Переход в новую веру проходил не очень гладко, но так или иначе формально христианство восторжествовало во всей Алании. Старые языческие божества, образы и мифы удержались только в эпосе, в сказаниях о героях Нартах. Нартовский эпос был той последней цитаделью, куда отступило язычество. Нарт Батрадз, согласно сказаниям, воюет с христианским богом и христианскими «святыми» и гибнет в этой борьбе.
    13.10.2004 21:15:10
    0
  • Свадебное застолье
    Сначала гостям, которые пришли за невестой, подают три пирога, шашлык, араку и пиво. Старший возносит молитву Богу. Для младших гостей устраивают танцы, и развлекают их девушки и парни со всего села или аула. К тому времени заканчивается приготовление основного угощения, и в хæдзар’е накрываются столы и фынги (низкие круглые столики на трех ножках). Самого старшего из соседей сажают во главе стола. В каком бы возрасте ни был отец невесты, он все равно не имеет права сесть с гостями за один стол: это считается неприличным. Больше того, он не зайдет даже в ту комнату, где сидят гости.
    24.10.0004 00:15:20
    0

  • 1